Манифест мизантропа Богомолова
Никого не оставил равнодушным манифест столичного режиссера Константина Богомолова, многим больше известного как мужа Ксении Собчак. Наброс, что называется, удался, и я тоже выскажу пару своих соображений. Богомолов полагает Россию возможным оплотом против новой этики Европы и примкнувшим к ней США. Но прежде, чем бороться с явлением, выстраивать форпост, стоило бы разобраться с тем, что такое и откуда взялась та самая новая этика. Первопричиной ее, безусловно, явились вовсе не верхи, а низовые широкие народные массы, которые вроде бы в курсе, что нехорошо ни с того, ни с сего хватать людей пониже спины, но хватают; которые в курсе, что нехорошо писать другому человеку «Ты - жирный урод», но пишут; которые в курсе, что нехорошо бить детей и членов семьи, но бьют; и т.д. Появление новой этики, действительно, абсолютно неслучайно, но вряд ли связано с тяжелым европейским бэкграундом, травмой фашизма и нацизма и т.п. Оно объясняется куда прозаичнее: развитием технологий. Благодаря Интернету каждый способен наблюдать, как живут и в Белом доме, и в глухой австралийской деревне. Новая этика стала естественным ответом на век социальной открытости, потому что открытость предельно четко обнажила то, чем на самом деле является подавляющее большинство людей. Достаточно зайти в любую социальную сеть, чтобы увидеть там одинаковую картину. Что в провинциальных «Одноклассниках», что в гламурном Instagram, что в интеллигентном Facebook царит так называемый срач. Люди, не стесняясь никого и ничего, поливают друг друга отборной бранью, пишут все, что им вздумается, и редко когда что-то доброе и хорошее, в основном оскорбления и персонализированное хамство, которое провоцируют даже невинные фотографии котиков. Коллективный и нелюбимый в России Запад первым обнаружил подобное положение дел, отсюда и рождение новой этики - попытки контролировать мораль большинства, если уж само большинство никак не желает справляться с проблемой через инструменты самоконтроля. На данный момент, конечно, новая этика несет в себе вполне сталинские перегибы на местах: блокируется Twitter Дональда Трампа; актеры еще до судебных разбирательств теряют роли из-за обвинений в приставании к женщинам и т.д. Но налицо обычное становление любого нововведения, которое, проходя бурную фазу, позже обретает приемлемые очертания. Многовековая же наработанная цивилизационная мораль никуда не исчезала: ее не забывают, о ней информированы абсолютно все - благодаря тому же развитию технологий. Однако очень многие так или иначе выбирают иной путь - путь тупого животного, не имеющего никакого отношения к воспетому Константином Богомоловым Зверю. Само понятия Зверя - понятие изощренного порока, борющегося и зачастую побеждающего в человеке, - бесконечно далеко от упомянутых широких народных масс, которым куда больше подходит определение «Animal rationale» или «Йеху», прозвучавшее еще в XVIII столетии в четвертой части манифеста Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера: Страна гуигнгнмов». Свифтовское определение «животного, восприимчивого к разуму» спустя три века не потеряло актуальности, а в нынешние времена и вовсе приобрело особую наглядность. Если большинство людей XVIII столетия вряд ли возможно было обвинить в безграмотности и тупости, ведь в отсутствии образования их вины не было, то обвинить в том же нынешнее человечество можно напрямую. Век не только социальной, но и информационной открытости подарил практически каждому безграничные возможности для развития, созидания, совершенствования, но все то же большинство предпочитает темный путь деградации. И, в отличие от XVIII столетия, перед нами человеческий выбор, а отнюдь не отсутствие должных условий. Константин Богомолов тоскует о кастрации Европы, отстаивая греховное в человеке как часть естества, но, кажется, не понимает, что искусство греха, порока в его режиссерском понимании бесконечно далеко от того, чем занимается большинство. Большинство же, подобно свифтовским йеху, живет примитивнейшими инстинктами, где тот же секс - не грех, не порок, даже не продолжение рода, а тупое и бессмысленное сношение, физиология, за которой не стоит ничего. Про любовь в подобном контексте говорить абсолютно бессмысленно, как и про любые другие высшие чувства вообще. En masse человек представляет из себя существо, основными задачами которого он сам сделал - еду, сношение, испражнения, в том числе и в социальных сетях. И любимая песенка героя Фейхтвангера Конрада фон Фрауенберга о семи радостях жизни («Первое - жрать, второе - пить, третье - облегчаться от съеденного, четвертое - от выпитого, пятое - лежать с женщиной, шестое - купаться, но седьмое, самое лучшее - спать») продолжает оставаться гимном широкого населения. За три столетия, прошедшие с публикации манифеста Джонатана Свифта до публикации манифеста Константина Богомолова, человечество претерпело колоссальные изменения, но человек остался все тем же восприимчивым к разуму животным, только теперь самостоятельно пришедшим к выбору отказа от восприятия разума. Разума, который, в общем, и дан для того, чтобы контролировать собственные инстинкты и ими управлять. И, к сожалению, такой человеческий выбор нуждается в контроле, как нуждается в контроле любое животное. Поэтому новая этика будет развиваться повсеместно, сколь бы над ней ни иронизировали и какие бы пока уродливые формы она ни принимала. Противопоставление России Западу по описанной схеме невозможно. Россия не может и не должна становиться оплотом животных, восприимчивых к разуму, тупых йеху. Однако у нее есть великолепный шанс отследить все ошибки Запада при становлении новой этики и избежать их при становлении собственных подобных устоев. В том, что становление обязательно состоится, сомневаться не приходится. Но вполне возможно, что господство его будет недолгим. Довольно скоро человечество переродится под вынужденным давлением, да что там, оно уже перерождается. Современное младшее поколение - дети нового века информации и творчества. Да, примитивного, туповатого, не требующего особенных усилий, но творчества, которым переполнен детский TikTok. Важно то, что их творчество в основном безобидное, в отличие от треш-стримов, где на потеху публике постарше издеваются, избивают и убивают людей. TikTok современных детей - что-то сродни наскальной живописи первобытного периода, когда человек интуитивно, но еще бессознательно начинал чувствовать себя творцом. И так зарождался новый мир. А поскольку наряду с силой разума искусство и творчество - мощнейшее отличие человека от животного, то можно надеяться, что на сей раз человек как явление все же вырвется за биологические животные рамки. К тому же за темными веками всегда наступает ренессанс. Автор(ы):
Моргана Девлин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~yNdzh
Люди, раскачивайте лодку!!!
|