Воронежский историк Станислав Хатунцев: Котлы Маннергейма, или Неизвестные страницы Зимней войны

Воронежский историк Станислав Хатунцев: Котлы Маннергейма, или Неизвестные страницы Зимней войны
25 Декабря 2020

Советско-финляндская, или Зимняя война, 1939-1940 годов до сих пор во многом остается загадкой - тайной, завернутой в покров неизвестности. Так, например, мало кто кроме специалистов знает, что именно тогда Советы впервые в боевых условиях применили радиолокационные станции. Первые серийные установки РУС-1 были смонтированы вдоль финской границы около Ленинграда.

Многие другие технические новинки, в том числе в области бронетехники, также обкатывались во время войны с Суоми. Среди них были саперные, химические, огнеметные танки и даже пращуры боевых роботов - телеуправляемые танки. Они применялись в феврале 1940 года при прорыве линии Маннергейма. Достоверно известно о двух случаях подрыва телетанками финских дотов. Было потеряно шесть единиц военной техники.

Но речь пойдет не о них, а о нескольких советских дивизиях, наступавших на огромном пространстве от побережья Ладоги до Лапландии, которые угодили в окружение и варились в котлах Маннергейма. О линии Маннергейма слышали все, а вот о котлах имени того же маршала - нет. Даже термин такой не употреблялся.

Бои при Суомусалми и Кухмо

9-я армия РККА должна была выйти на побережье Ботнического залива в районе Оулу, разрезав Финляндию в ее самой узкой части и лишив страну железнодорожного сообщения со Швецией, поставлявшей финнам оружие, боеприпасы, снаряжение и волонтеров из стран Запада.

В рамках намеченного плана 163-я дивизия взяла поселок Суомусалми, но затем многотысячные финские подкрепления во главе с полковником Сииласвуо ее окружили. Однако командир 163-й комбриг Зеленцов сумел грамотно организовать оборону. Дворянин по происхождению, он был поручиком Русской императорской армии, ветераном Первой мировой, имел ордена святой Анны и Станислава за боевые отличия. Благодаря начальнику Генштаба РККА Борису Шапошникову Зеленцов в 1937 году избежал репрессий.

На помощь Зеленцову была направлена 44-я стрелковая дивизия под командованием практически не имевшего боевого опыта комбрига Виноградова. Лишь в 1936 году он получил звание майора, а уже в начале 1939-го руководил дивизией.

С 20 декабря 44-я, усиленная бронетанковой бригадой, - более 15 тыс. человек, 40 танков, 120 орудий, сотни грузовиков и 4,5 тыс. лошадей - без организованной разведки и охранения растянулась по Раатской дороге на десятки километров. Финны отрезали ее от советской границы и ударами с флангов стали рассекать дивизию на ряд котлов, применив тем самым специфическую для Зимней войны тактику motti (на финском - кубометр дров).

До Зеленцова части 44-й дивизии так и не дошли. Комбриг организовал арьергард и под его прикрытием пошел на прорыв. По льду озера Киантаярви 163-я дивизия двинулась на северо-восток и вышла к границе СССР. В целом с начала боевых действий ее потери составили порядка 2605 человек убитыми, ранеными и обмороженными. По финским данным, потери 163-й дивизии были гораздо бо́льшими.

Командира разгромленного 662-го стрелкового полка Шарова и его комиссара Подхомутова арестовали и отдали под суд. Они чистосердечно - в кавычках - признались во вредительстве и были расстреляны перед строем. Зеленцов же после войны получил орден Красного Знамени и звание генерал-майора. Он остался комдивом - правда, уже 88-й стрелковой дивизии - и погиб в Карелии 15 августа 1941 года.

По окончании эпопеи 163-й дивизии злые финны бросились добивать 44-ю, которая осталась один на один с врагом. Существенное численное и материально-техническое превосходство советским солдатам не помогло, да и как - морозы достигали -40°С, а многие красноармейцы не имели зимнего обмундирования; боевые машины выходили из строя. Кроме того, снежные заносы и характер местности мешали их применять. Возникло угрожающее положение с продовольствием. Окруженных постоянно обстреливали мобильные отряды лыжников, снайперы и артиллерия неприятеля. Руководство подразделения потеряло управление войсками, и 7 января начался их беспорядочный отход, быстро переросший в бегство.

По данным штаба дивизии, только с 1 января потери соединения составили 4674 человека убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Оно лишилось почти всего тяжелого вооружения и боевой техники. 40% вышедших из окружения бойцов были даже без винтовок.

Виноградова, получившего запоздалый приказ отступить, сохранив матчасть, что в сложившихся условиях было нереально, начальников политотдела и штаба 44-й, Пахоменко и Волкова, судил военный трибунал. 11 января 1940 года их расстреляли перед строем. Здесь не обошлось без одного из организаторов массовых репрессий в РККА при Ежове комиссара Льва Мехлиса, присланного в 9-ю армию по указанию Сталина.

В 1990-м трибунал Ленинградского военного округа Виноградова реабилитировал.

Сынам Суоми досталось множество танков, орудий и минометов, автомобилей, станковых и ручных пулеметов, а также лошадей. Полковник Сииласвуо был повышен в звании.

Потери финской стороны в операции составили до 2670 убитых и раненых.

Одним из секретов двойного успеха финнов было то, что они, можно сказать, родились вместе с лыжами и могли свободно маневрировать своими силами, быстро перебрасывать их на десятки километров, тогда как советские войска являлись пленниками дорог: не могли оторваться от них из-за отсутствия у пехоты лыж и наличия массы различной техники, обозов и лошадей.

После боев в районе Суомусалми группа новоиспеченного генерал-майора Сииласвуо двинулась под Кухмо против 54-й горнострелковой дивизии комбрига Гусевского. К февралю финнам удалось ее окружить, затем они рассекли район обороны подразделения на восемь частей. И хотя благодаря трофеям они были хорошо обеспечены артиллерией, 54-я продержалась до заключения перемирия. Но ее потери составили 6423 человека убитыми, ранеными и пропавшими без вести - 60% штатной численности горнострелковой дивизии. Однако и финская сторона понесла значительно бо́льшие, чем при Суомусалми, потери. Тем не менее Гусевский по результатам командования дивизией во время Зимней войны аттестацию на генеральское звание не прошел и с должности комдива в том же 1940-м был снят. Он пропал без вести после 18 августа 1941 года под Гомелем, командуя остатками стрелкового корпуса.

Зверства финнов

Вдоль побережья Ладожского озера наступала 168-я, а севернее - 18-я стрелковая дивизия 8-й армии. Последней была придана 34-я танковая бригада. Брошенные в бой части указанных подразделений на рубеже 1939-1940 года также попали в котлы Маннергейма.

18-я в конце февраля пошла на прорыв, но была почти что вся уничтожена. Она потеряла 12 тыс. солдат и офицеров из 15 тысяч. 18-я дивизия была единственным соединением РККА, в ходе Зимней войны подвергшемся полному разгрому. Знамя дивизии захватили финны, сняв его с тела убитого комиссара Разумова. Поэтому подразделение позднее расформировали. Командир части, комбриг Кондрашев, 29 августа 1940 года был расстрелян. Реабилитировали его в 1968-м.

После заключения мира советские войска вернулись в отошедший к СССР район, где оборонялась 18-я дивизия. Перед прорывом из окружения там было оставлено 120 тяжелораненых бойцов. Оказалось, что землянки, в которых они находились, финны забросали гранатами или элементарно сожгли, прикрутив беззащитных людей к нарам колючей проволокой.

Следы военных преступлений обнаружились и в районе гибели колонны прорывавшихся окруженцев. Несмотря на то что захваченные там в плен красноармейцы уже получили тяжелые и даже смертельные ранения, многих из них финны прикончили выстрелами в голову или же добили прикладами. У части убитых лица были искромсаны ножами, на теле имелись рваные раны, оставленные холодным оружием. Сыны Суоми показали себя настоящими, высокоцивилизованными и гуманными европейцами.

Судьба 168-й стрелковой дивизии была намного завидней. Она сражалась в окружении вплоть до заключения мира и доставила финнам массу хлопот.

75-я дивизия той же 8-й армии полного окружения избежала и отошла на рубеж реки Айтоёки. Но значительная часть ее вооружения досталась противнику.

В целом на Питкярантском направлении потери РККА убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести в период Зимней войны составили не менее 35 тыс. человек. Они были наибольшими из понесенных Вооруженными силами СССР за всю Вторую мировую на участке фронта от реки Свирь до Баренцева моря.

Несмотря на целый ряд тяжелых поражений и потерь в живой силе и технике, СССР в 1940 году все-таки победил. По Московскому мирному договору ему досталось 11% прежней территории Финляндской республики с городом Выборг, вторым по величине после столицы - Хельсинки. Однако цена победы, выраженная в человеческих жизнях, оказалась непомерно высокой.

Автор(ы):  Станислав Хатунцев, историк, Воронеж, Fitzroymag.com
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~PuY4R


Люди, раскачивайте лодку!!!