Воронежский историк Аркадий Минаков: Гавриил Державин как один из создателей русской консервативной политики

Воронежский историк Аркадий Минаков: Гавриил Державин как один из создателей русской консервативной политики
6 Марта 2021

О великом русском поэте-классицисте, предшественнике Александра Пушкина, Гаврииле Державине существует огромное множество литературы. Он был одним из первых русских государственных деятелей с консервативными убеждениями, которые пытался воплотить в своей политической практике. Но вот как раз о политической стороне его деятельности имеется считанное количество публикаций, известных только узким специалистам. Между тем в конце XVIII-го - начале XIX века роль Державина в становлении русского консерватизма была существенна.

Внешняя канва биографии Гавриила Державина хорошо известна, поэтому ограничимся перечислением основных вех. Он родился 3 июля 1743 года в Казани в небогатой дворянской семье. Статус Державина был сравнительно низок, поэтому его карьера долго не складывалась. Известно, что в течение десяти лет он дожидался первого офицерского чина. Его судьба резко изменилась после того, как Державин принял активное участие в подавлении бунта Пугачева. Тогда началась его государственная карьера, вехами которой наряду с прочим была служба олонецким, а в 1785 году - тамбовским губернатором. 

Особенно быстро его карьерный рост происходил в 1890-е. В 1791-м Державина назначили статс-секретарем Екатерины II, ему было поручено соблюдение законности решений Сената; в 1783-м он уже стал сенатором. В 1794 году Державин получил назначение президентом Коммерц-коллегии и присутствующим в Комиссии о коммерции. В 1800-м его назначили в Комиссию законов, он выполнял поручения Павла I, вновь стал президентом Коммерц-коллегии, затем государственным казначеем, членом Совета при Высочайшем дворе.

Однако наиболее важные события жизни Гавриила Державина произошли уже в царствование Александра I. После убийства Павла I Державин потребовал расследования обстоятельств его смерти, из-за чего его временно уволили со всех должностей кроме сенаторской. После появления указа от 5 июня 1801 года, который предписывал Сенату подать мнение об определении его прав и обязанностей, Державин представил свое «Мнение о правах, преимуществах и существенной должности Сената».

Он считал, что к началу XIX века Сенат потерял значение как главный орган государственного управления, и поэтому его необходимо реформировать «для восстановления силы и существенной должности сего правительства». Державин предлагал сохранить полномочия императора и ослабить его министров, подчинив их Сенату. Говоря о политическом устройстве государства, он заявлял, что «управлять Россиею при ее пространстве, разных народах, в ней обитающих, никто не может быть лучше как царь самодержавный, но царствующий по законам, - как монарх, коего единая, сообразная тем же законам воля исполняется скоро и общим повиновением содержит согласие и целостность государства». Таким образом, Державин декларировал незыблемость самодержавной власти и вместе с тем необходимость ее подчинения законам. 

Центральной идеей проекта Державина была передача Сенату законодательной власти. Право законодательной инициативы оставалось за императором, причем принять закон Сенат мог лишь в отсутствие императора, но и закон должен был быть одобрен им по возвращении. Сенат Державин предлагал сделать выборным органом. Все законопроекты и назначения должностных лиц должны проходить через Сенат. Сенаторы наделялись правами генерал-прокурора для наблюдения за вверенной губернией, то есть осуществляли контроль над системой исполнительной власти в стране. Сенат каждый год должен проверять отчеты государственного казначея. 

Замыслы Гавриила Державина заставили бы монарха действовать в рамках законов. Предлагая меры, которые могли бы быть интерпретированы как либеральные по форме, Державин наполнял их консервативным содержанием, поскольку они предназначались исключительно для ограничения либерально-реформаторских устремлений молодых друзей Александра I и, конечно, не с целью ограничить власть монарха. Он хотел быть уверенным в том, что император не будет изолирован от умонастроений благородного сословия его фаворитами и министрами. 

Инициатива Державина имела исключительный в истории раннего русского консерватизма характер, поскольку для абсолютного большинства русских консерваторов даже более позднего времени идея ограничения власти самодержца во имя сохранения самодержавия оставалась категорически неприемлемой.

Державин стоял вне наиболее влиятельных группировок, его положение во власти целиком определялось отношением к нему императора. 8 сентября 1802 года был обнародован императорский манифест об учреждении министерств. Державина назначили министром юстиции и генерал-прокурором. На обоих постах Гавриил Романович становится одним из ярких выразителей и генераторов консервативно-националистического дискурса того времени. 

Первым серьезным конфликтом Державина со значительной частью министров и членов Сената явилось дело польского графа Северина Потоцкого. Формально речь шла о сроках военной службы дворянства. Военный министр Сергей Вязмитинов обратил внимание Александра I на то обстоятельство, что многие унтер-офицеры из дворян, и особенно польского происхождения, поступая на военную службу, сразу же подают в отставку. 5 декабря 1802 года вышел указ, в котором предписывалось дворян, не дослуживших до обер-офицерского чина, увольнять не ранее, чем через 12 лет службы.

Однако спустя несколько дней после его выхода член Сената Потоцкий заявил, что указ унижает русское дворянство, и предложил Сенату воспользоваться дарованным Александром I правом входить к императору с представлением в случае, когда какой-либо указ окажется сопряженным «с великими неудобствами в исполнении». Сенат принял сторону Потоцкого. Но против решения Сената резко выступил Державин, который даже заболел «от чрезвычайной чувствительности и потрясения всех нерв, - что российский Сенат не токмо позволял унижать себя пришельцу и врагу отечества, но еще, защищая его, идет против Государя и тем самым кладет начальное основание несчастию государства, допуская засевать семя мятежей или революций, подобно французской». 

Северин Потоцкий, с точки зрения Державина, представлял интересы поляков, которые замышляли «расстроить нашу военную силу, дабы, изнежив дворянство, сделать его неспособным к военной службе, следовательно, к защите отечества; ибо без офицеров и генералов-дворян военная наша сила исчезнет, а мы рано или поздно таковым ухищрением будем добычею врагов наших».

Дворянское общество резко отрицательно восприняло позицию Державина: «Знатное и, можно сказать, глупое дворянство приняло его (мнение Потоцкого. - авт.) с восхищением, так что в многолюдных собраниях клали его на голову и пили за здоровье графа Потоцкого, почитая его покровителем российского дворянства и защитником от угнетения; а глупейшие или подлейшие души не устыдились бюсты Державина и Вязмитинова яко злодеев выставить на перекрестках, замарав их дерьмом для поругания, не проникая в то, что попущением молодого дворянства в праздность, негу и своевольство без службы подкапывались враги отечества под главную защиту государства». Тем не менее Александр I в конечном счете принял точку зрения Державина.

Другим острым конфликтом из-за польского вопроса стало столкновение Державина с Виктором Кочубеем, министром внутренних дел, который выступил с предложением позволить иезуитам распространять католичество на территории Российской империи, в частности, вести миссионерскую деятельность среди мусульманских и языческих народов Астраханской, Оренбургской губерний и Сибири. Державин возражал, «что довольно терпимости вер, какова оная существует теперь в Империи, а делать католическую господствующею неприлично достоинству Империи, что может потрясти дух народа и произвести со временем мятежи и возмущения, каковы были во Франции и в Немецкой земле; но лучше бы приложить старание о посылке миссионеров к иноверным идолопоклонническим и магометанским народам, дабы их привесть в религию Греческого исповедания, как делал царь Иван Васильевич, и приучить их к хлебопашеству и прочим обычаям и нравам коренных русских подданных, что бы умножило силу и твердость Империи». В итоге Державин добился отклонения инициативы Кочубея.

Одной из острых проблем начала царствования Александра I являлся еврейский вопрос, затрагивающий интересы той части еврейства, которая проживала на территориях, вошедших в состав Российской империи после разделения Польши. Державин принял самое активное участие в попытках его разрешения, причем его позиция имела бесспорную националистическую окраску. Еще при Павле I в 1880 году его командировали в Белоруссию, для того чтобы, с одной стороны, принять меры против голода, а с другой - изучить еврейский вопрос на месте. По итогам поездки Державин составил записку «Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и прочем».

Державин представлял евреев главными виновниками бедственного положения крестьянства и предлагал выгнать их из деревень и запретить заниматься продажей зерна, винокурением и брать помещичьи имения в аренду. Впрочем, он отмечал, что в тяжелом экономическом положении крестьян виноваты не только евреи, но и помещики, которые недостаточно заботятся о благосостоянии своих крестьян. Державин по разным причинам игнорировал то обстоятельство, что и евреи, и помещики действовали так, как вынуждала их сложившаяся система социально-экономических отношений, при которой помещикам было выгодно отдавать свои деревни в аренду или же свою монополию на винокурение на откуп евреям.

Гавриил Державин давал резко отрицательную оценку еврейской культуре и обычаям, системе религиозного еврейского образования, воспитывающего негативное отношение к христианству, внутренней общинной организации еврейской общины. Он писал в своем мнении, что раввины, «наполняясь исступлением древних их талмудов», поощряют «к одним пустым обрядам и ненависти к другим народам», что между евреями и другими народами «возвысилась и утвердилась <…> неразрушимая стена, которая, окружая их мраком, содержит в твердом единстве и отделении от всех обитающих с ними», что евреи «почитают себя единственно истинными богочтителями, а о всех других неединоверных с ними думают уничижительно, признавая их за язычников и идолопоклонников <…> Себя они чтут пред всеми другими превосходнейшими». 

Основной вывод Державина заключался в том, что российское еврейство следует полностью ассимилировать. Он предлагал меры, ставящие своей целью изменить мировоззрение, обычаи и традиции еврейства, прежде всего через приобщение евреев к христианской культуре через изменение в системе еврейского образования, для чего ей необходимо было придать светский характер. Кроме того, им планировалось введение жесткой цензуры на иудейские религиозные книги. Евреи по его замыслу даже должны были изменить внешний облик и перестать носить национальную одежду, за исключением духовных лиц. Одним ударом должны были быть уничтожены права евреев на занятия виноторговлей и арендаторством. Любопытно отметить, что ассимиляционный проект Державина опирался на проекты еврейской реформы, ранее выдвигавшиеся представителями польского еврейского сообщества И. Франка и Н.Х. Ноткина.

«Мнение» Державина передали по распоряжению Павла I на рассмотрение Сената, а уже при новом императоре в конце 1802 года был учрежден для рассмотрения еврейского вопроса особый комитет, куда вошли граф Валериан Зубов, сенатор Северин Потоцкий, товарищ министра иностранных дел Адам Чарторыйский, министр внутренних дел Виктор Кочубей и сам Державин.

Реакция еврейской общины на начало деятельности комитета, если верить Державину, оказалась чрезвычайно острой. В своих записках он утверждал, что еврейские старейшины минской общины осуществили сбор денег еврейского населения губернии на подкуп чиновников. Был собран миллион рублей, и в Петербург направились особые представители, которые должны были приложить все усилия к тому, чтобы вывести Державина из состава комитета. По всем кагалам на Державина наложили херем, то есть религиозное проклятие, и постановили сделать все возможное для смещения его с поста генерал-прокурора, а если окажется невозможным, то «хотя посягнуть на его жизнь, на что и полагают сроку до трех лет». 

Державин утверждал, что ему пытались дать взятку в размере 250 тыс. рублей за то, чтобы он не настаивал на своем мнении. О давлении и предложении взятки он поставил в известность Александра I. На вопрос о том, надо ли ему принять предлагаемую взятку, Александр в замешательстве отвечал: «Погоди, я тебе скажу, когда надобно будет делать». Затем Державин пересказал обстоятельства дела графу Валериану Зубову. 

В своих записках Державин сообщает, что Зубов был «в крайней связи с господином Сперанским, бывшим тогда директором канцелярии внутреннего министерства г. Кочубея, которого он водил за нос и делал из него чего хотел. Сперанский совсем был предан жидам чрез известного откупщика Перетца, которого он открытым образом считался приятелем и жил в его доме». В результате «вместо того чтоб выйти от государя какому строгому против проныров евреев приказанию, при первом собрании Еврейского комитета открывалось мнение всех членов, чтоб отставить винную продажу в уездах по местечкам по-прежнему у евреев; но как Державин на сие не согласился, а граф Зубов в присутствии не был, то сие дело <осталось в нерешении>. Государь между тем сделался к Державину от часу холоднее и никакого <…> распоряжения <…> не сделал». В изложении Державина получалось, что члены комитета, включая Михаила Сперанского, поддались известному искушению.

По поводу эпизода противостояния Державина с евреями израильский исследователь еврейского вопроса в России Дж. Клиер утверждает следующее: «По-видимому, Державин не ошибался, утверждая, что евреи собирают крупные денежные суммы на подарки членам Еврейского комитета… Такова была обычная еврейская практика ведения дел с христианскими властями, и такие подарки редко не принимались, несмотря на праведный гнев Державина». В итоге Державин остался в одиночестве и не был поддержан императором.

Значение «Мнения» Державина в исторической литературе оценивается по-разному. К примеру, Дж. Клиер называет документ грандиозным и считает, что он послужил источником «информации, пусть и неточной, для реформаторов последующих поколений» и «катализатором важной попытки преобразования при Александре I». Главное, утверждает Клиер, что именно Державин был первым государственным сановником высокого ранга, который таким вот образом сформулировал еврейский вопрос в России. Подобный взгляд на евреев «преобладал в официальном подходе и общественном мнении в течение всего XIX столетия». 

Безусловно, взгляды Гавриила Державина оказали известное влияние на формирование юдофобии в традиционном консервативном дискурсе, хотя, как представляется, роль Державина не следует преувеличивать, идейных источников консервативного антииудаизма было несколько, причем гораздо более масштабных, достаточно указать на соответствующую католическую традицию или обширную немецкую протестантскую литературу.

На рассмотрение еврейского комитета помимо собственно еврейских проблем передано было и другое дело, касавшееся положения части населения западного края, чиншевой шляхты или так называемых панцирных бояр, лично свободных, среди которых было много безземельных, живших на помещичьих землях и плативших оброк польским дворянам. Державин считал их послушным орудием польской шляхты, которую панцирные бояре поддерживали во время выборов на сеймах, поэтому он разработал проект о «выселении их на свободные земли в поволжские губернии и Сибирь и образование из них ландмилицких полков». 

Никаких последствий записка Державина не имела. Дальнейшие события подтвердили известную справедливость его опасений, поскольку из панцирных дворян формировались полки, сражавшиеся против России на стороне Наполеона.

Гавриил Державин резко отрицательно оценил такую либеральную меру, как издание закона о вольных хлебопашцах (1803 год), поскольку считал, что от освобождения крестьян «в нынешнем состоянии народного просвещения не выйдет из того никакого блага государственного, а напротив того вред, что чернь обратит свободу в своевольство и наделает много бед». Он писал, что «хотя, по древним законам права владельцев на рабство крестьян нет, но политические виды, укрепив крестьян земле, тем самым ввели рабство в обычай. Обычай сей, утвержденный временем, соделался столько священным, что прикоснуться к нему без вредных последствий великая потребна осторожность». 

Державин также считал, что указ не вносит в законодательство ничего нового, так как и раньше крестьян отпускать не запрещалось. Кроме того, он полагал, что помещики в качестве выкупа начнут требовать слишком много, и, следовательно, крестьяне не смогут заплатить всю сумму сразу, а в результате по поводу неустоек в платежах будут вестись тяжбы. Помимо всего прочего крестьяне, получив свободу, перестанут нести повинности, от чего пострадают интересы государства, поэтому лучше полиции, чем помещики, государству не найти, поскольку они являются наилучшими полицмейстерами в своих селениях.

Позиция Державина вызвала недовольство императора. Между тем Державин не столько защищал крепостное право как нерушимый принцип, сколько, как и некоторые другие консерваторы (например, Николай Карамзин), считал вопрос об освобождении крестьян несвоевременным. В одном из вариантов своего завещания, который был написан им уже в отставке, Державин выражал желание, чтобы всех его крепостных людей и крестьян на основании указа 1803 года обратили в вольных хлебопашцев.

В начале октября 1803-го Александр I опубликовал рескрипт, в котором под предлогом нарушений в ведении дел в канцелярии министра юстиции Державин освобождался от занимаемого им поста министра юстиции и генерал-прокурора, оставаясь членом Сената и Государственного совета. Во время личной встречи с Александром I на вопрос Державина о причинах немилости император заявил: «Ты слишком ревностно служишь», после чего вспыливший Державин отказался от присутствия в Совете и Сенате и просил его полностью уволить от службы. 

7 октября 1803 года последовал именной указ о его увольнении, положивший конец карьере Державина как государственного деятеля. Главной причиной своей отставки он считал происки врагов, которым удалось настроить Александра I против него. Прежде всего Державин относил к таковым молодых друзей императора (Негласный комитет), которых называл не иначе как якобинской шайкой, пропитанной «французским и польским конституционным духом».

В историографии существует мнение, что отставка Державина была результатом борьбы русской и польской партий и победы последней. Так, историк В.Ф. Ратч утверждал: «Державин остановил миссионерство иезуитов и пропаганду латинства в империи, содействовал к задержанию попытки помилованных польских мятежников - за службу, заменявшую штраф, быть награжденными чином, отстоял права самодержавной власти против первой попытки Потоцкого ввести в самодержавную Россию чуждые обычаи Речи Посполитой, поднял вопрос о евреях, противный панским выгодам, и наконец поднял вопрос о выселении безземельной шляхты из Западного края. Державин ясно показал польской партии, что, проникая в ее замыслы, он стоит против них самым бдительным стражем. Польские магнаты видели всю необходимость от него избавиться, и они скоро достигли цели». 

Мнение В.Ф. Ратча разделял биограф Державина Я.К. Грот: «Действительно, нет никакого сомнения, что польская интрига главным образом способствовала окончательной опале Державина, но приписать его падение исключительно стараниям партии Чарторыйского можно бы только в таком случае, если бы он, противоборствуя ей, не раздражал в то же время самого императора своими противоречиями и настойчивостью».

После отставки Державин сосредоточился на литературной и общественной деятельности, причем сделал исключительно много для становления русской консервативной партии. Пик его деятельности в консервативном лагере пришелся на 1807-1812 годы.

В то время неудачи во внешней политике (Аустерлиц, Тильзит) вызвали огромный прилив патриотических настроений. Россия обратилась к поискам национальных ориентиров, способных консолидировать общество вокруг престола. Их стержень видели в прошлом - от древности до екатерининского времени. В общественных исканиях одной из главных интеллектуальных сил стала Российская академия, в которой в роли главных радетелей национально-патриотических идей, вызывающих в обществе понимание и уважение, выступали Александр Шишков и Гавриил Державин. По их инициативе на основе ряда членов академии возникло литературное объединение русских консерваторов, ядро которого составляли так называемые литераторы-архаисты, - «Беседа любителей русского слова»).

В «Записках современника» известного мемуариста той эпохи С.П. Жихарева Державин наряду с Шишковым выступает как второй по значению инициатор создания «Беседы»: Шишков «очень долго толковал о пользе, какую бы принесли русской словесности собрания, в которые бы допускались и приглашались молодые литераторы для чтения своих произведений, и предлагал Гаврилу Романовичу (Державину. - авт.) назначить вместе с ним попеременно, хотя по одному разу в неделю, литературные вечера… Бог весть как обрадовался идее добрый Гаврила Романович и просил Шишкова устроить дело как можно скорее».

В записках А.С. Стурдзы были подробно описаны бытовые детали заседаний «Беседы»: «В уроченные дни поэты и прозаики, писатели заслуженные и новички начали съезжаться в дом Гаврила Романовича, затейливый и своеобразный. Беседа имела свои частные и публичные заседания. Сии последние бывали по вечерам и отличались присутствием многих посторонних слушателей, допускаемых туда по билетам. Зала средней величины, обставленная желтыми под мрамор красивыми колоннами, казалась еще изящнее при блеске роскошного освещения. Для слушателей вокруг залы возвышались уступами ряды хорошо продуманных седалищ. Посреди храмины муз поставлен был огромный продолговатый стол, покрытый зеленым тонким сукном. Около стола сидели члены Беседы под председательством Державина, по мановению которого начиналось и перемежалось занимательное чтение вслух, и часто образцовое».

Именно благодаря своей деятельности в «Беседе» единомышленник и друг Державина Шишков получил накануне Отечественной войны 1812 года пост секретаря Государственного совета, на котором блестяще выполнил роль главного ритора, идеолога и пропагандиста войны. Однако в условиях, когда Александр I взял курс на создание общехристианского государства и экуменический курс в конфессиональной политике, значение «Беседы» неизбежно должно было резко уменьшиться. В 1816 году вслед за смертью Державина, который скончался 9 июля в деревне Званка Новгородского уезда Новгородской губернии, «Беседа» прекратила свое существование.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что Гавриил Державин разделял ряд основных идей складывающегося русского консерватизма (необходимость крепкой самодержавной власти, ограничивающей интересы западнически и космополитически настроенной высшей аристократии, отрицание либеральных преобразований, защита сословного деления общества и крепостного права, борьба с западничеством в форме галломании, поиски самобытного пути развития России в сфере культуры, русский национализм, который особенно рельефно проявился в его отношении к польскому и еврейскому вопросам) и последовательно проводил их в своей государственной и общественной деятельности, являясь, таким образом, одним из отцов-основателей русского консерватизма наряду с Николаем Карамзиным, Александром Шишковым и Федором Ростопчиным.

Автор(ы):  Аркадий Минаков, доктор исторических наук и профессор ВГУ
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~KBh0C


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
Вероятно в библиотеке ещё очень много интересного и впереди будет ещё много возможностей у господина - библиотекаря , чтобы напомнить о своём существовании . Сегодня главными виновниками всех бед России , по мнению этого библиотекаря , оказываются евреи , которые смогли подкупить всех , кроме Державина . Странная ситуация - сначала библиотекарь Минаков выступал , как рьяный либерал и антисталинист , потом сменил свой окрас и уже начал провозглашать консервативные идеи , а теперь скатился к черносотенцам , для которых евреи являются виновниками всего и всегда . Очень похоже это на ТО , что всегда болтается в проруби и никогда не тонет - либералы не взяли в свою команду , сталинисты тоже и теперь решил попытаться прибиться к черносотенцам . А если и они не возьмут ? Может господину - библиотекарю стоит покопаться и найти речь Сталина , которую он произнёс в 1937 году после военного парада , где открыто сказал о великой роли русских царей в создании государства , открыто высказал слова, КОТОРЫЕ БЫЛИ ОСНОВНЫМ ДЕВИЗОМ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ про " ЕДИНУЮ И НЕДЕЛИМУЮ " . А когда " революционный " поэт Демьян Бедный , который не понял по скудности ума , что время изменилось и И В Сталин с середины 30-х годов провёл реставрация имперского мышления и позволил себе сравнить русский народ с Обломовым , то вылетел " пробкой " из Кремля , где жил - поживал . Господин Минаков , большего консерватора , чем Сталин в русской истории не было - это аксиома и не нужно плести паутину глупости , рассказывая небылицы , что во всём виноваты евреи . Виноваты те , кто умеет подстраиваться под власть - при коммунистах получают бесплатное образование и учёную степень , а когда приходит другая власть , то обливают прошлую дерьмом .
Имя Цитировать 0
0
Guest
"Державин не любил евреев". Хватит муссировать тему бедных евреев у нас в России. Сейчас начнете вспоминать национальность Грефа, Набиуллиной, Чубайса. Опять дойдёте до Тани Кац и ремонта Театра. Бедных несчастных евреев мало где жалуют, пусть хоть у нас добрых дураков пожируют. Пока не поумнеем (то есть до осени).
Имя Цитировать 0
0
Guest
С какого хрена Минаков покатил бочку на евреев? Нет, кто такие евреи все знают. Но, как-то неожиданно вшивая интеллигенция раскрыла рот на евреев. Значит действительно пейсатые достали.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Я лично знал одного порядочного еврея.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Осторожно, мошенники! Ой, не зря посыпались статьи о евреях. Это, кстати, могут делать и сами евреи, они очень хитры и коварны. Они великие провокаторы. Скоро начнут плакать "обижают бедных евреев, отнимают копеечку, мы внесли такой вклад в разгром фашизма, в создании науки и "истиной русской" культуры"! Вспомните, немцы до сих пор платят евреям, а цыган также сжигали в печах, но им хер. Евреи попробуют Россию заставить платить дань евреям, за подъём экономики и культуры. Доиграются.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Нашу любимую Россию захватила иудейская саранча.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Живым бойцам почет и честь,
А мертвым - слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!
Имя Цитировать 0
0
Guest
Минаков, ты смелый парень. Ждем статей о гонениях на евреев в странах Европы.Нужен глубокий анализ. Ты, сможешь.
Имя Цитировать 0


Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы