Специальная абордажная операция. Как Пётр I и Александр Меншиков основали Балтийский флот

Специальная абордажная операция. Как Пётр I и Александр Меншиков основали Балтийский флот
18 Мая 2025

18 мая 1703 года русский царь захватил два шведских корабля.

В 1703-м шла Великая Северная война между Россией и Швецией. 

После поражения под Нарвой царь Пётр всего за год восстановил потерянную артиллерию, набрал и обучил новую армию, а в 1701-м приступил к завоеванию Ингерманландии. Русским удалось разбить шведов в сражениях при Эрестфере и Гуммельсгофе.

В 1702 году русская армия фельдмаршала Бориса Шереметева подошла к шведской крепости Нотебург и её осадила. Спустя месяц Нотебург пал, а Пётр I переименовал его в Шлиссельбург - город-ключ, открывающий двери в Ингерманландию.

В апреле 1703 года русская армия начала осаду крепости Ниеншанц в устье Невы. Шведский гарнизон легко получал провизию и подкрепления по морю. Но помешать шведам русские не могли. У России в то время не было флота на Балтике, и шведские корабли там господствовали. 

Как только в Стокгольм пришли известия о появлении русских, к Ниеншанцу была срочно отправлена эскадра.

Но корабли не успели. 

12 мая после бомбардировки из тяжёлых орудий взорвался пороховой погреб крепости. Гарнизон лишился пороха, укрепления оказались повреждены. Как следствие - шведы сдались. 

Пётр I переименовал Ниеншанц в Шлотбург - город-замок. Новое название крепости символизировало тот факт, что устье Невы прочно заперто от посягательств любого неприятеля.

Уже на следующий день обстановка изменилась. В Финский залив вошла эскадра адмирала Гидеона фон Нумерса. Та самая, которую Стокгольм экстренно мобилизовал на войну с русскими. Но шведы не подозревали, что Ниеншанц пал и - уж тем более - что русские узнали систему шведских сигналов. 

На запрос кораблей фон Нумерса поступил ответ: «Всё в порядке, ждём помощи». Таким образом остававшийся под стенами крепости лагерь армии Петра I ловко обвёл шведов и их адмирала вокруг пальца.

17 мая фон Нумерс послал к Ниеншанцу два судна - «Гедан» и «Астрильд». Но они не успели к крепости до темноты и на ночь бросили якорь в Неву, надеясь отчалить с рассветом.

А у Петра I состоялся военный совет, на котором Александр Меншиков выдвинул смелое предложение: не дожидаясь утра, в темноте, посадить лучших бойцов гвардейских полков на лодки, скрытно подобраться к неприятельским кораблям и взять их на абордаж. 

Пётр I согласился. И принял командование специальной абордажной операцией на себя.

Ночью 18 мая русские лодки подплыли почти вплотную к шведам. А когда неприятель заметил движение на воде, было уже поздно. 

Шведская артиллерия попыталась стрелять. Но лёгкие суда быстро подошли к бортам кораблей. Русские солдаты принялись карабкаться наверх, и на «Астрильде» и «Гедане» началась резня. 

Абордаж.jpg

Взятие шведских кораблей в устье Невы. Леонид Блинов, 1890 год.

Пётр I как лев сражался вместе с Меншиковым впереди всех - с абордажным топором в правой руке и гранатой с дымящимся фитилём в левой. Атакующих поддерживали плотным огнём из ружей стрелки, остававшиеся в лодках.

Русский царь проявил выдающуюся храбрость. Драться на палубе в тесноте, где любой пропущенный удар способен оказаться последним, - прерогатива смелых людей.

Вскоре русские захватили «Астрильд» и «Гедан». Остатки экипажей сложили оружие. Так первым морским сражением России стал жёсткий абордажный бой, для которого даже не потребовались настоящие корабли.

Фон Нумерс некоторое время в бессилии наблюдал с моря, как «Астрильд» и «Гедан» отбуксировали к Ниеншанцу. Точнее - к Шлотбургу. Затем его эскадра подняла паруса и взяла курс на Стокгольм. 

Два судна записали в Балтийский флот, и они были первыми крупными кораблями в его составе. 

Участников абордажа наградили медалью с надписью «Небываемое бывает. 1703» и изображением Петра I. А Петра и Александра Меншикова - высшим русским орденом святого Андрея Первозванного. 

Победу над шведами праздновали несколько дней.

Но история получила развитие. В конце Северной войны неудачливый шведский командир - адмирал фон Нумерс попал в плен к Петру I. В России ему понравилось, и моряк остался на новой родине, сделавшись основателем русской дворянской фамилии Нумерсов. 

С 1995 года день Невской победы, 18 мая, считается днём основания Балтийского флота.

Автор(ы):  Михаил Диунов, историк
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~LxH3l


Люди, раскачивайте лодку!!!