Пётр I лично рубил головы мятежникам

Пётр I лично рубил головы мятежникам
10 Октября 2025

10 октября 1698 года - казнь стрельцов в Москве.

В марте 1697-го из Москвы выехало Великое посольство - первая большая дипломатическая миссия России в Европе, задуманная Петром I. Масштаб поражал. Посольство должно было посетить десяток европейских стран, ведя переговоры о заключении союза против Османской империи и набирая специалистов, которые готовы работать в России.

В составе посольства анонимно, под фамилией Михайлов ехал сам царь Пётр - первый в истории случай, когда русский правитель покидал страну не в качестве главы войска, а с дипломатическим визитом.

На время продолжительного отсутствия главы государства его обязанности был призван исполнять дядя - боярин Лев Нарышкин, а управлять Москвой и следить за безопасностью страны - князь Фёдор Ромодановский, получивший необычный титул князя-кесаря, то есть заместителя царя.

Меж тем времена были сложные. В России уже началась эпоха реформ, и первые, кого она коснулась, - стрельцы. Их использовали как основу для формирования новой регулярной армии, стрелецким полкам по нехватке денег в казне задерживали жалование, московских размещали гарнизонами в приграничных городах.

Как следствие - возникла основа для нарастающего недовольства. 

А среди стрельцов имели большую популярность времена царевны Софьи. Считалось, что она любила стрелецкое войско, в то время как Пётр находил его почти бесполезным.

В марте 1698 года в Москве появились стрельцы, дезертировавшие из своих полков. Они обращались в Стрелецкий приказ, жалуясь на отсутствие денег. Несмотря на вопиющий характер нарушения воинской дисциплины, им было выплачено жалование и приказано вернуться в гарнизоны.

Но стрельцы ослушались. Они вступили в тайные переговоры с заключённой в Новодевичьем монастыре царевной Софьей. Среди стрельцов зрел бунт, и его готовы были поддержать стрелецкие полки, стоявшие в Москве.

В апреле дезертиры вломились в дом к главе Стрелецкого приказа Ивану Троекурову. И когда он вновь приказал им возвращаться в гарнизоны, обещая забвение их преступлений, отказались выполнять приказ.

Было решено ловить и отправлять беглых стрельцов в заключение. Но они прятались у друзей и родни в стрелецких слободах, которые находились под Москвой - как государство в государстве. В среде стрельцов раздавались голоса, что пора идти брать Кремль, сажать там новое правительство и вызволять царевну Софью.

Бунт начался в конце июня. Стрельцы пограничных гарнизонов выбрали себе новых командиров и, снявшись с мест квартирования, пошли в поход на Москву. Они дошли до реки Истры в 40 километрах от столицы. А там их встретили новые регулярные полки: Преображенский, Семёновский и Бутырский, артиллерия и дворянская кавалерия.

Попытка договориться с мятежниками ничего не дала. Стрельцы заявили, что или умрут, или пройдут в Москву. Тогда началось сражение, в котором полки, обученные на европейский манер, без труда разгромили устаревшее стрелецкой войско.

Множество стрельцов было взято в плен. Началось следствие по делу о заговоре и мятеже. Из Великого посольства срочно вернулся Пётр I. Ему не понравилось, что следствие провели наспех, и царь приказал повторно расследовать события мятежа. 

Хотя допрашивали даже царевну Софью, документов, написанных ею и подтверждающих сговор, не нашли, а сама царевна его отрицала.

В итоге больше тысячи стрельцов приговорили к смерти. 10 октября 1698 года перед Кремлём в Москве на специально сооружённом громадном эшафоте началось исполнение приговоров. Пётр лично рубил головы мятежников и заставил приближённых делать то же самое.

- Стрельцов повезли из Преображенского в телегах к Покровским воротам; в каждой телеге сидели по двое и держали в руке по зажжённой свече; за телегами бежали жены, матери, дети со страшными криками, - описывал казнь, опираясь на документы, историк Сергей Соловьёв. - У Покровских ворот в присутствии самого царя прочитан был приговор: «В допросе и с пыток все сказали, что было прийти к Москве, и на Москве, учиня бунт, бояр побить и Немецкую слободу разорить, и немцев побить, и чернь возмутить, всеми четыре полки ведали и умышляли. И за то ваше воровство указал великий государь казнить смертью».

Казнь превратилась в грандиозное театрализованное действо, призванное показать, что власть не простит попыток мятежа. Мертвые тела не убирали с площади до весны следующего года. А перед окном кельи царевны Софьи трёх мятежников повесили с письмами, адресованными царевне. 

Довольно достоверное изображение экзекуции запечатлено на полотне «Утро стрелецкой казни» знаменитого художника Василия Сурикова.

В России ни до, ни после не случалось казней аналогичного масштаба. Но меры устрашения возымели эффект. Военных мятежей больше не было. 

Вскоре поселённые стрелецкие полки были расформированы, и в русском государстве появилась регулярная пехота.

Автор(ы):  Михаил Диунов, историк
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~T3PuP


Люди, раскачивайте лодку!!!



384х288-80.jpg