Как большевики устраняли политических конкурентов

Как большевики устраняли политических конкурентов
8 Июня 2020

8 июня 1922 года в Москве начался громкий судебный процесс по делу правых эсеров, фактически - расправа большевиков-ленинцев с бывшими союзниками и политическими конкурентами.

Партия социалистов-революционеров (ПСР, эСэР - эсеры) оформилась в начале 1902 года на базе разобщенных и разгромленных жандармами и полицией бывших народнических кружков и групп: «Заграничный союз социал-революционеров», «Аграрно-социалистическая лига», «Южная партия социал-революционеров», «Северный союз социалистов-революционеров» и некоторых других. На тот период времени во главе партии стояли: Марк Натансон, Михаил Гоц, Герш-Исаакович Гершуни, Е. Брешко-Брешковская (бабушка-ведьма русской революции), В. Чернов (главный теоретик). В основу политической программы партии была положена идея социальной справедливости с опорой на трудовой народ, прежде всего крестьянство, рабочих и маргинальную, демократическую интеллигенцию. В соответствии с догматами эсеров интересы крестьянства уравнивались с интересами пролетариата и таким образом нивелировались классовые противоречия общества ради достижения социальной справедливости, коим в революционной медитации эсэров представлялся социализм. В движении крестьянству отводилась почетная, ледокольная миссия (крестьянство было выбрано ввиду его крайне туманных представлений о природе научного социализма, что позволяло агитаторам из черты оседлости выдавать за него любую популистскую демагогию). Но, как бы там ни было, эсэры паразитировали на самых примитивных лозунгах и, главное, противопоставляли себя коммунистам, своим наиболее близким политическим оппонентам.

Политическая пикировка с большевиками-ленинцами началась вскоре после первой оранжевой революции в России в 1905-1907 годах. Как и следовало ожидать, безбожные радетели о России ни на секунду не задумывались об общественном благе, конвертировав очистительный огонь революции в заурядный, бытовой террор в отношении государственных служащих. Указанное индивидуальное действо осуществляла законспирированная и фактически независимая от центрального комитета ПСР - Боевая организация. Ее основателем и руководителем с конца 1901 года был Г. Гершуни, с 1903-го - Евно Фишелевич Азеф (агент департамента полиции), с 1908-го - Борис Савинков. Наряду с Боевой организацией, занимавшейся террором центрального значения, действовали многочисленные местные террористические группы эсеров разного уровня. В период с 1902-го по 1911 год ими было совершено 248 покушений. 11 из них осуществила Боевая организация в отношении высших царских сановников: убийство министров внутренних дел Д. Сипягина, В. Плеве, московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича, командующего войсками Московского гарнизона.

Разоблачение в 1908 году журналистом Бурцевым агента-провокатора Азефа деморализовало партию, она фактически распалась на отдельные организации. Многие были арестованы и сменили цивильный костюм на кандалы и арестантскую робу, а особо ретивые были повешены.

Февральский переворот 1917 года вернул к эсерам заглохший было общественный интерес и реанимировал их к политической жизни среди весьма многочисленного слоя мелкой буржуазии. К лету 1917-го ПСР стала крупнейшей в стране и в ней было около 1 млн человек, объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, а также на флотах и на фронтах действующей армии. (Для сравнения: численность большевиков составляла около 50 тыс. членов.) Эсеры заняли первое место на выборах в местные органы власти в Москве и Петрограде (Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов). Представители эсеров вошли в коалиционное Временное правительство, членами партии были: А. Керенский (министр юстиции Временного правительства, военный министр, позже  - премьер-министр); В. Чернов - министр земледелия (позже его сменил С. Маслов); Н. Авксентьев - министр внутренних дел; с июля 1917 года Б. Савинков стал управляющим военного министерства и товарищем (заместителем) военного министра.

Большевистский октябрьский переворот ПСР категорически не приняла, назвав его безумным, однако в выборах в Учредительное Собрание участие приняла, получив большинство голосов. Такое же большинство голосов эсэры получили на 2-м Всероссийском Съезде Советов крестьянских депутатов, где они подвергли жесткой критике большевиков за отказ от демократических принципов политической деятельности. Осознав свое поражение от эсэров, коммунисты приняли единственно правильное - в кавычках - решение - в январе 1918 года разогнали Учредительное Собрание, подтвердив тезис эсэров об отказе от демократии.

В ответ в начале июня эсеры, опираясь на поддержку восставшего Чехословацкого военного корпуса, образовали в Самаре Комитет членов Учредительного Собрания. Была создана Народная армия КОМУЧа, начавшая в Поволжье боевые действия против большевиков, что дало основание ВЦИК (коммунистическое правительство) в июне 1918 года исключить правых эсеров из Советов всех уровней. (Правые эсеры в свое время не поддержали Керенского и пошли на сотрудничество с большевиками.) В свою очередь, адепты Б. Савинкова (левые эсеры), преследуя свои политические цели - продолжения войны и разжигания пожара мировой революции, подняли в Москве вооруженный мятеж. 6 июля сотрудники ЧК и члены ПСР Блюмкин и Андреев убили посла Германии - Мирбаха, после чего скрылись в штабе восставшего левоэсеровского отряда ВЧК под командованием Д. Попова и заместителя Дзержинского - Александрова.

В тот же день начались левоэсеровские мятежи в Ярославле, Рыбинске и Муроме, организованные, как и в Москве, «Союзом защиты Родины и Свободы» во главе с Б. Савинковым. К 21 июля 1918 года энергичными действиями чекистов мятежи в городах были подавлены. В отношении эсеров развернулись массовые преследования и ликвидации. Последним аккордом в мятеже стало тяжелое ранение Ленина 30 августа 1918 года в Москве на заводе имени Михельсона.

Развернувшийся с сентября 1918-го красный террор парализовал деятельность ПСР, как и всю мало-мальски политическую активность, которая захлебнулась в разлившихся по стране реках народной крови. Однако установленный коммунистами людоедский террор лишь приблизил их к собственному уничтожению. К февралю 1919 года власть большевиков скукожилась до размеров центральных губерний, окруженная со всех сторон всяческими контрреволюционерами. В сложившихся условиях, цепляясь за окровавленную соломинку, большевикам срочно потребовалось вернуть хоть какое-то доверие части обезумевшего от насилия населения. И доверие им помогли вернуть эсеры. Для использования потенциала партии эсеров в борьбе с белыми 26 февраля 1919 года советское правительство легализовало ПСР. В Москву возвратились члены центрального комитета, было восстановлено издание центральной партийной газеты «Дело народа». Но эсеры, хотя и вошли в большевистское правительство, не прекращали критику большевистского режима. Вместе с тем на пленуме ЦК ПСР, состоявшемся в апреле 1919 года, руководство организации призвало не возобновлять борьбу против большевиков.

По мере изменения хода вооруженного противоборства и колебаний внутриполитической ситуации в стране колебалась и политика ПСР. В 1920 году ЦК ПСР призвал партию продолжать вести идейную и политическую борьбу с большевиками, но в то же время главное внимание обратить на войну с агрессией Польши и попытками барона Врангеля возродить единую и неделимую Россию. Члены партии и партийные организации, оказавшиеся на территориях, занятых войсками Польши и Врангеля, должны были вести с ними революционную борьбу всеми средствами и методами, включая и террор.

Параллельно в августе 1920 года в Тамбовской губернии началось крестьянское восстание под руководством Антонова, называвшим себя независимым эсером. Однако ни Тамбовский губернский комитет, ни проходившая в сентябре в Москве конференция ПСР восстание так и не поддержали, хотя и провозгласили лозунг «Советы без коммунистов». Политической организацией восставших стал реорганизованный эсеровский Союз трудового крестьянства.

К началу 1921 года ЦК ПСР фактически прекратил свою деятельность. К тому времени часть членов ЦК, избранного на IV съезде, погибли (И. Тетеркин, М. Коган-Бернштейн), добровольно вышли из состава ЦК (К. Буревой, Н. Ракитников, М. Сумгин), уехали за границу (В. Чернов, В. Зензинов, Н. Русанов, В. Сухомлин). Оставшиеся в России члены ЦК ПСР почти поголовно находились в тюрьмах.

Во время Кронштадтского мятежа в марте 1921 года находившийся в Ревеле (Таллинн) В. Чернов безуспешно призывал эсеровскую эмиграцию всеми силами поддержать восстание и вместе с И. Брушвитом разработал план военного вторжения с территории Прибалтики. Обнародованные факты участия В. Чернова и других активных деятелей ПСР в мятеже окончательно убедили большевиков, что дружба с эсерами подошла к закономерному финалу, за которым отчетливо просматривались Сибирь или подвал и выстрел в затылок.

К тому времени дискредитированная политика военного коммунизма большевиков преобразилась в новую экономическую политику со старыми экономическими устоями. В стране возродили частную собственность, ввели рыночные отношения, вернули иностранные концессии. Большевикам не нужен был политический оппонент в лице эсеров, все время напоминавший о предательстве идеалов революции, сговора с Западом, а также служивший невольным напоминанием - кому обязаны коммунисты своим спасением весной 1919 года. Отдельные лидеры эсеров в условиях НЭПа резко критиковали непоследовательность властей в проведении экономической политики, требовали отказа от большевистской диктатуры, расширения демократии, что, естественно, воспринималось как угроза советской власти. Одновременно наметилась тенденция к усилению влияния эсеров среди рабочих и крестьян в годы НЭПа, и именно на оппозиционные партии возлагалась основная вина за происходившие волнения и восстания трудящихся. Поэтому последовавшие события - судебный процесс над деятелями партии эсеров и разгром оппозиционных партий; депортация из страны и ссылка в отдаленные районы нелояльных лиц стали итогом программы, принятой руководством коммунистов и реализованной приемником ЧК - Главным политическим управлением (ГПУ, образовано в феврале 1922 года).

Судебный процесс над эсэрами проходил в Москве с 8 июня по 7 августа 1922-го в Колонном зале Дома Союзов. Дело рассматривалось в Верховном Революционном Трибунале ВЦИК. Всем подсудимым вменялось в вину участие в контрреволюционной деятельности против Советской власти с октября 1917 года, террористической деятельности, организации вооруженных мятежей и восстаний, заговоров с целью свержения якобы законной власти и т.д. На процесс, впервые в мировой практике, было выведено две группы подсудимых. Первая группа нераскаявшихся эсеров состояла из 22 человек. Их защищали представители двух международных интернационалов - Э. Вандервельде, Т. Либкнехт, К. Розенфельд, известные дореволюционные адвокаты Н. Муравьев, А. Тагер, правозаступники Жданов, Патушинский, Карякин и другие.

Вторая группа включала в себя десять раскаявшихся обвиняемых, часть из которых к 1922 году уже стали коммунистами и должны были сыграть свою азефовскую роль в разоблачении преступлений ПСР. В нее входили в основном бывшие эсеровские боевики, возглавляемые Г. Семеновым. Их защищали А. Биценко, Н. Бухарин, С. Членов, Р. Катанян, П. Шубин, представители Коминтерна: Ф. Кон, Ж. Садуль, А. Грамши и другие.

Председательствовал в трибунале Г. Пятаков, обвинителями выступили Н. Крыленко, А. Луначарский, М. Покровский и представители Коминтерна: Муна, Боканьи, К. Цеткин. В виновности подсудимых никто не сомневался. В противном случае зачем надо было устраивать лицемерный балаган, снимать его на кинопленку и демонстрировать судилище по всей стране.

По приговору Верховного трибунала ВЦИК 7 августа 1922 года к высшей мере наказания (расстрелу) были приговорены 12 подсудимых первой группы: В. Агапов, А. Альтовский, М. Гендельман, Л. Герштейн, А. Гоц, Д. Донской, Н. Иванов, Е. Иванова-Иранова, М. Лихач, С. Морозов, Е. Ратнер, Е. Тимофеев (исполнение приговора было отложено Президиумом ВЦИК и вскоре заменено на длительные сроки заключения под влиянием антисоветских выступлений в Европе и в Америке).

Остальные обвиняемые из первой группы были приговорены: Н. Артемьев, М. Веденяпин, А. Либеров, Д. Раков, Ф. Федорович - к десяти годам заключения, Е. Берг, М. Львов, В. Утгоф - к пяти, Г. Горьков - к трем, П. Злобин - к двум.

Подсудимые-ренегаты второй группы: Ю. Морачевский и Г. Ратнер были оправданы, Г. Семенов, В. Игнатьев и Л. Коноплева были приговорены к высшей мере наказания, а остальные - к различным срокам заключения (И. Дашевский, П. Пелевин - к трем годам, П. Ефимов - к десяти, Ф. Зубков, К. Усов, Ф. Федоров-Козлов - к пяти, Ф. Ставская - к двум). Впрочем, по ходатайству Верховного трибунала все они были помилованы Президиумом ВЦИК и вскоре освобождены из мест заключения.

В начале января 1923 года бюро Петроградского Губернского комитета РКП(б) разрешило инициативной группе эсеров под опекой местного ГПУ провести городское совещание. По его итогам было принято ожидаемое решение о роспуске городской организации партии социалистов-революционеров. В марте 1923 года при участии петроградских инициативников, откомандированных в столицу питерским ГПУ, в Москве прошел Всероссийский съезд бывших рядовых членов партии эсеров, который лишил полномочий бывшее руководство партии и принял решение об окончательном роспуске организации. Ячейки ПСР в регионах страны прекратили свое существование. Поминальный салют в честь эсеров прозвучал в подвалах Лубянки в 1925 году, когда был арестован последний состав Центрального бюро партии.

Посеявший ветер - пожал бурю.

Автор(ы):  Олег Ракитянский
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~9f6xZ


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
Вот также нужно стереть и "Единую Россию". Что бы даже запаха не было.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Цитата
Guest пишет:
Вот также нужно стереть и "Единую Россию". Что бы даже запаха не было.
Не стереть, а судить. Развалить такую страну, растаскивать такие ресурсы по афшорам.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Праздник 9 МАЯ! День Победы. Святой день. А, давайте Новый год праздновать 30 июня. Ясен перец, нужна явка на голосовании по Конституции. Вот хер вы угадали, буржуи.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Уйдите министры-буржуи, не доводите до греха. Впрочем, вы уже закусили удила. Вперёд на вилы.
Имя Цитировать 0
0
Guest
"И Ленин такой молодой", а кровавый октябрь у нас походу впереди.
Имя Цитировать 0
0
шелом
Если не будет отменено обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, основы доверия граждан России к существующему Государству очень скоро сильно ослабнут. Кто додумался до этого "хомута"?
Люди платят годами, отрывают от себя эти деньги, а в результате часто не доживают до пенсии или в итоге с моменте выхода на пенсию и до момента смерти успеют получить меньше, чем отдали.
Мне не нужна пенсия, я до нее или не доживу (жизнь на износ) или, если доживу, не буду унижать себя "жалкими грошами", а буду работать, пока дышу.
И куда на самом деле утекают миллиарды ПФР? Где гарантии в будущем? Президенты имеют свойство меняться. Что дальше?
Имя Цитировать 0
0
Guest
"Прокуратура области, выявила более пятисот нарушений законодательства о безопасности и защищенности объектов культуры. Проверка проводилась с привлечением сотрудников УФСБ". Объекты не называются, предположительно, речь идёт о Театре оперы и балета. Кто директор?
Ша, пацанчики. Вмешается Таня Кац и всё. ФСБ, СК, МВД и МЧС замолкнут. Если не поймут, то вмешается Алексей Г., который подрабатывает в Думе, все разъяснит кому надо.... Не тронь культуру области, эта грядка не ваша.
Имя Цитировать 0
0
шелом
Цитата
Guest пишет:
Не тронь культуру области, эта грядка не ваша.
А чья это грядка? Какая-то плохо ухоженная грядка, и растет на ней преимущественно хрен и редька.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Заключительная цитата не к месту, ветер посеяли власти Империи, а бурю расхлебывать пришлось Советской России!
Имя Цитировать 0


Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы