Как фильм «Паразиты» Пон Чжу Хо совершил революцию на «Оскаре» и попал в историю

Как фильм «Паразиты» Пон Чжу Хо совершил революцию на «Оскаре» и попал в историю
11 Февраля 2020

На прошедшей 9 февраля в Голливуде церемонии вручения премии «Оскар» южнокорейская лента «Паразиты» Пон Чжу Хо сенсационно забрала четыре награды: лучший фильм, лучший иностранный фильм, лучший оригинальный сценарий, лучший режиссер. В России картина прошла тихо, третьим экраном, поэтому результаты церемонии удивили многих наших соотечественников, большинство из которых «Паразитов» попросту не видели.

Между тем рейтинги у корейской ленты и до награждения были довольно высокими. Например, на Метакритике - 96 из 100. На авторитетном Rotten Tomatoes - и вовсе почти сказочные 99. И даже на нашем Кинопоиске - 8,079 из 10.

О чем же фильм «Паразиты» и почему он был так тепло принят критиками и зрителями во всем мире?

В центре картины - простая южнокорейская семья, переживающая финансовый кризис. Правда, с первых же минут нам дают понять, что является причиной кризиса - семейство на редкость расхлябанно, неаккуратно и очень хитро. Живут герои (если можно их так назвать) в полуподвале, на окна которого время от времени мочатся перебравшие в соседнем баре пьянчуги. Зарабатывают на жизнь, складывая коробки для пиццы (и складывая очень плохо).

Однако когда у них появляется возможность в роли прислуги просочиться в дом очень богатой семьи, они подходят к делу со всей ответственностью, тщательно продумывая и планируя каждый свой шаг.

Интересно, что при всех своих отрицательных качествах герои не вызывают однозначного отторжения у зрителя. Мать, отец и их сын с дочерью показаны по-настоящему сплоченным маленьким коллективом - они вместе работают, вместе проводят досуг. И вместе плетут интриги.

Сначала сын, устроившийся репетитором английского к дочке богачей, приводит к ним в дом свою сестру - представив ее специалистом по арт-терапии, которая необходима второму ребенку. Затем они вдвоем подставляют молодого водителя, возящего главу семьи, - и пристраивают на освободившееся место своего отца. Ну и в конце концов в результате поистине макиавеллевской комбинации место бессменной домработницы, служившей в доме еще при прежних хозяевах, занимает их мать.

Однако нельзя сказать, что члены семьи совсем уж бессовестные люди - даже наворотив дел, они все равно искренне беспокоятся за людей, ставших жертвами их провокаций. Ну или по крайней мере выражают надежду, что у тех все будет хорошо. Проблема в том, что свои тайны и скелеты в шкафу есть не только у самих паразитов, но и у тех, чье место они заняли. Впрочем, обойдемся без спойлеров.

Вообще, когда примерно в середине фильма тональность резко меняется с комедийной и легкой на драматичную и жестокую, перемена воспринимается неожиданно, но зритель успевает сориентироваться благодаря грамотной режиссуре. Трагические события второй половины фильма не выглядят роялем в кустах, персонажи идут к ним как по ступенькам, шаг за шагом.

Технически к фильму не подкопаться, картинка чистая и насыщенная. Персонажи яркие, каждый со своим характером и особенностями, мотивацию каждого из них можно понять и посочувствовать. Повествование предельно сжато и сконцентрированно, все акценты расставлены очень четко. Лишних сцен и героев здесь попросту нет.

Однако при всех своих достоинствах «Паразиты» все же не выглядят картиной, которая способна взять «Оскар» в целых четырех номинациях, да к тому же в условиях конкуренции с такими тяжеловесами, как Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино.

В чем же причина успеха «Паразитов», как они умудрились получить столь вожделенную многими статуэтку?

На мой взгляд, причиной стал пресловутый кризис идей Голливуда.

Поймите меня правильно, я обожаю кинокомиксы и грамотные перезапуски, но кинокомиксов, перезапусков и сиквелов в последнее время гораздо больше, чем оригинальных сценариев, и ситуация с каждым годом становится только хуже. «Паразиты» стали глотком свежего воздуха для исписавшегося (исснимавшегося?) Запада, и я вряд ли ошибусь, если предположу, что в ближайшее время азиатский кинематограф начнет намного активнее завоевывать позиции на западном рынке.

Но, несмотря на кризис, именно прошлый, 2019 год все же был богат на сильные фильмы («Форд против Феррари», «Однажды в Голливуде», «Джокер», «Ирландец»), поэтому нельзя сказать, что «Паразиты» были обречены на победу.

Так в чем же секрет?

Надо признать, что «Паразиты» просто очень добротно сделаны - актерская игра, операторская работа, режиссура, все здесь отлично и с душой проработано.

Но главное - у южнокорейского фильма есть отличный от традиционного голливудского кино посыл, есть, может быть, наивная, но ясная мораль, которую зритель может для себя вынести, из серии «И посмеяться и поплакать», есть над чем подумать после просмотра.

Бедные могут быть непривлекательными (не случайно глава богатого семейства демонстративно морщит нос, оказываясь рядом со своим водителем - от того воняет подвалом) и даже плохими, но симпатии режиссера явно на их стороне, а не на стороне рафинированных аристократов, на чьем богатстве они паразитируют. Уж не вдохновлялся ли режиссер Пон Чжун Хо «Бедными людьми» и «Записками из подполья» Федора Достоевского? Во всяком случае достоевские мотивы в «Паразитах» заметил проницательный обозреватель сайта «Salon» Эндрю О’Хехир.

Да и вообще, влияние русской классики на Пон Чжун Хо чувствуется - эпиграфом к «Паразитам» вполне могли стать слова из «Мертвых душ» Николая Гоголя: «Не стыдно ли тебе так поступать с нами? Ты все бы хотел нас видеть прибранными, да выбритыми, да во фраках. Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит!»

Полюбить корейских люмпенов что черненькими (в подвале), что беленькими - когда они в костюмах и при галстуках обслуживают богатое семейство - довольно проблематично, но именно к тому, что их полюбили, судя по всему, и подталкивает зрителей режиссер. Видимо, как раз такая постановка проблемы и пришлась по душе американским киноакадемикам.

Автор(ы):  Алиса Курганская, Fitzroymag.com
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~fuWYS


Люди, раскачивайте лодку!!!
Яндекс Деньги: 410012088028516 
Сбербанк: 67628013 9043923014




Срочно требуется 
программист-разработчик игр 

для создания браузерной
многопользовательской игры
под ключ с последующим
сопровождением.
Возраст, образование, опыт работы
и пол значения не имеют.
Резюме на:

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com