Софийский пасьянс. После парламентских выборов Болгарию не ждет ничего хорошего

Софийский пасьянс. После парламентских выборов Болгарию не ждет ничего хорошего
8 Апреля 2021

4 апреля в Болгарии состоялись парламентские выборы. В Народное собрание прошли шесть партий. По итогам волеизъявления голоса распределились следующим образом: «Граждане за европейское развитие Болгарии» в коалиции с небольшой, но символически важной для либералов партией «Союз демократических сил» - 26,18% (75 мест), «Есть такой народ» - 17,66% (51), Болгарская социалистическая партия - 15,01% (43), Движение за права и свободы - 10,49% (30), «Демократическая Болгария» - 9,45% (27) и, наконец, «Распрямись! Мафия - вон!» - 4,72% (14).

Победители

Как и предсказывали социологи, победителем парламентских выборов в пятый раз оказалась партия ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»). Она установила рекорд для современной Болгарии. Ведь до ГЕРБ ни одной партии не удавалось одержать подряд даже три победы.

Впрочем, у лидера ГЕРБ, премьер-министра Бойко Борисова есть более серьезный повод для радости. Первые два его кабинета (2009-2013, 2014-2016) были вынуждены сложить полномочия раньше срока. После предыдущей победы его партии на парламентских выборах журналисты ехидно гадали, насколько раньше он уйдет в третий раз. Так что продержаться до конца полномочий стало для ГЕРБ вопросом репутации. 

Было, конечно, непросто. Оппозиция пять раз выносила правительству вотум недоверия, президент 28 раз (очередной рекорд!) накладывал вето на законопроекты, на улицах проходили многотысячные акции протеста. Но кабинет Борисова - выстоял, а выборы состоялись вовремя.

Здесь, однако, успехи ГЕРБ заканчиваются. Ее фракция в парламенте по итогам выборов ужалась на 20 человек (с 95 до 75). Хуже того, в Народное собрание не прошли националисты - бывшие союзники ГЕРБ, имевшие ранее 27 мест. 

Коалиция националистов распалась в 2020 году, а поодиночке ни одному из правых движений преодолеть четырехпроцентный барьер не удалось. Так что в новом парламенте ГЕРБ оказался в изоляции. Практически все остальные парламентские силы (за исключением разве что турецкого Движения за права и свободы) заранее обещали избирателям не вступать в союз с партией Бойко Борисова.

Выборы стали однозначной победой для Слави Трифонова - телеведущего и поп-исполнителя, а ныне - лидера второй по популярности парламентской фракции. Его движение «Есть такой народ» с первой же попытки вырвалось в дамки, отодвинув со второго места самую старую из болгарских политических сил - столетнюю Болгарскую социалистическую партию. 

Теперь решать судьбу болгарского парламента призваны люди, лидера которых страна знает не как политика, а об их программе остается только догадываться.

В определенном смысле к победителям стоит отнести турецкое Движение за права и свободы. Его результат несколько улучшился по сравнению с 2017 годом (на 1,25%, или 20 тыс. голосов). Хотя партии во второй раз не удается вернуть себе третье место, в успех ей можно записать уже хотя бы тот факт, что она обошла «Демократическую Болгарию».

Но в новом Народном собрании ДПС столкнется с трудностями другого рода. «Движение за права и свободы» - единственный многовалентный игрок в будущем парламенте, который, вероятно, с готовностью бы включился в самые разные властные комбинации, - заметил колумнист «Deutsche Welle» Ясен Бояджиев. - Проблема ДПС, правда, в том, что их некому пригласить в союзники». 

ДПС считается представителем не только турецкого меньшинства, но и мафиозных структур, против которых на словах выступают все политические силы. Поэтому формальный союз с движением неприемлем для большинства политиков.

Отчасти правы те, кто причисляет к победителям «Демократическую Болгарию» и «Распрямись! Мафия - вон!» Они действительно добились впечатляющих успехов. Первое движение почти в два раза превзошло результаты, которые ему прогнозировались, а второе сумело пробиться в парламент всего через год после появления на свет. 

Однако нельзя не признать, что их успех ограничен. Имея менее 10% голосов, они не смогут влиять на правительственный курс, а будут вынуждены подстраиваться под более крупных партнеров. И все бы ничего, но оба движения позиционировали себя как внесистемные и выступающие против элит. Так что скоро они окажутся перед выбором: принять участие в политической работе или хранить верность принципам.

Проигравшие

Если Трифонову выборы принесли однозначный успех, то для социалистов они стали однозначным провалом. Болгарская социалистическая партия не просто потеряла 37 из 80 депутатских мандатов, она лишилась статуса второй политической силы. Хотя претензии БСП на лидерство подтверждались социологическими опросами.

По мнению сотрудника Центра новой Европы Борислава Цекова, главная причина поражения социалистов - косность партийных структур, представители которых больше заботятся о своем месте в партийной иерархии, чем о решении проблем населения. А вот что заявило само руководство БСП: «Нас воспринимают как часть статус-кво… На наш результат повлиял коронакризис... Многие пожилые избиратели БСП испугались и не пришли на выборы. Часть наших голосов забрали Мая Манолова (один из лидеров движения «Распрямись! Мафия - вон». - ред.) и Слави Трифонов. В рядах партии были люди, которые работали против нас».

В результате провала исполнительное бюро БСП ушло в отставку в полном составе. Но вот лидер социалистов Корнелия Нинова, в сентябре 2020 года разгромившая внутреннюю оппозицию, примеру соратников не последовала. Нинова сообщила, что «в судьбоносный для страны момент не желает оставлять партию без руководства».

Другие проигравшие - упомянутые выше националисты. В 2017-м они сумели объединиться, создав общую платформу «Объединенные патриоты». Консолидация понравилась избирателям, и на выборах патриоты нанесли поражение своему естественному врагу - ДПС, заняв почетное третье место. Победа позволила им войти в правительство и даже получить два вице-премьерских кресла. Однако затем началась череда скандалов, в ходе которых один из вице-премьеров лишился поста. Постепенно нарастали внутренние противоречия: сначала из коалиции вышла пророссийская «Атака», затем - резкий и неполиткорректный «Национальный фронт спасения Болгарии». 

Главный тяжеловес патриотов - системная респектабельная партия «Внутренняя македонская революционная организация - Болгарское национальное движение» - долгое время балансировала на грани, то набирая 4%, то скатываясь вниз. Но в итоге она так и не смогла преодолеть рубеж и пройти в парламент. Таким образом, из третьей в стране политической силы националисты за один цикл трансформировались в аутсайдеров.

Что дальше?

Как правило, первой проверкой нового депутатского корпуса на работоспособность становятся выборы спикера. Необходимо простое большинство голосов (свыше половины кворума), но в условиях борьбы «Всех против всех» его может не сложиться.

После первого этапа президент должен поручить кандидату самой большой фракции (то есть ГЕРБ) сформировать правительство. Но если крупнейшая фракция окажется не в состоянии собрать коалицию, глава государства передаст мандат кандидату второй по численности парламентской партии («Есть такой народ»). 

Наконец, если дойдет до третьего вручения мандата, то президент может попробовать организовать правящее большинство из более мелких фракций, передав одной из них право создать правительство.

Если же сформировать кабинет министров не удастся с трех попыток, глава государства должен созвать служебное правительство, основной задачей которого является организация новых парламентских выборов. 

Варианты коалиций

Представитель социологического агентства «Тренд» Димитр Ганев рассматривает три сценария развития событий в Болгарии: экспертный кабинет во главе с ГЕРБ, антиГЕРБовская коалиция и новые выборы.

Вариант экспертного кабинета, то есть правительства, составленного из специалистов и поддержанного максимально широкой коалицией, предложил сам Бойко Борисов уже в ночь после выборов. В его профиле в Facebook появилось видео, на котором Борисов призвал коллег-политиков заключить перемирие хотя бы до декабря - чтобы у Болгарии была возможность получить финансирование по европейскому Плану ковидного восстановления.

Но большинство экспертов скептически оценивают перспективы первого сценария, поскольку Борисову необходима поддержка БСП и ЕТН. Ведь обе партии сразу же после выборов поспешили дистанцироваться от каких-либо соглашений с ГЕРБ. Конечно, политика - искусство возможного, и под давлением обстоятельств они могут отказаться от своих слов. Но следствием переобувания неминуемо окажется резкий спад их популярности у избирателей.

Второй вариант - «Все против ГЕРБ» - более вероятен, поскольку для него уже почти подготовлена почва. Три из шести партий, прошедших в Народное собрание, заявили, что готовы сотрудничать между собой: ЕТН Слави Трифонова, «Распрямись! Мафия - вон!» Маи Маноловой и «Демократическая Болгария», лицо которой - бывший министр правосудия Христо Иванов.

Проблема в том, что даже вместе они имеют лишь 92 депутатских места из 240, тогда как для стабильного кабинета необходим как минимум 121 мандат. Выходом из положения могло бы стать присоединение к ним 43 депутатов-социалистов, тем более что их лидер Корнелия Нинова сама высказалась о вероятном альянсе. 

Однако представители ЕТН и «Демократической Болгарии» уже выступили против: сотрудничество с БСП кажется им нарушением предвыборного обещания бороться с системными партиями.

Наконец, наиболее вероятный сценарий, по мнению большинства экспертов, - новые выборы. Основных аргументов в пользу третьего варианта - два.

Во-первых, новый парламент получился настолько пестрым, что привести его к общему знаменателю сложно даже технически. Как минимум необходимо, чтобы три новые политические силы (ЕТН, «Демократическая Болгария», «Распрямись! Мафия - вон!») присоединились к одной из старых (ГЕРБ, БСП, ДПС). 

Старые партии готовы объединяться с новыми, ведь у них есть лояльный электорат, который едва ли имеет возражения против союза с пассионарным протестным движением. А вот новые от коалиции могут только потерять. Дело в том, что избиратели проголосовали за них как за носителей идеи перемен и легко переметнутся к их конкурентам, если заподозрят своих кумиров в предательстве идеалов протеста и закулисных сделках.

Во-вторых, такой сценарий, как продолжение нестабильности и досрочные выборы, несет в себе выгоду новым партиям. Никто из политологов не представляет себе, как Слави Трифонов поведет себя в роли системного политика. Скорее всего, не представляет и он сам. 

В любом случае трансформация из критика власти в ее участника неминуемо приведет к разочарованию части избирателей. Тем более что партия находится в слабой позиции второго (после ГЕРБ) игрока. Но совсем другое дело, если ЕТН удастся ненадолго остаться в стороне от реальных управленческих процессов, мобилизовать сторонников, а по итогам новых парламентских выборов потеснить ГЕРБ с Олимпа. А нынешний успех дает основания полагать, что вариант с первым местом для ЕТН вполне реален.

То же можно сказать о двух других проводниках перемен. И «Демократическая Болгария», и «Распрямись! Мафия - вон!» нуждаются в гораздо большем представительстве, чтобы реализовать свои предвыборные обещания. Поэтому для них, как и для Трифонова, новые выборы - не столько проблема, сколько возможность.

Резюме

Главный вывод, который надо сделать из политической обстановки в Болгарии, заключается в том, что страна вступает в турбулентный период. Удастся ли сформировать правительство в рамках имеющегося расклада сил или президенту придется созывать служебный кабинет, но велика вероятность досрочных выборов. Дата их проведения может быть выбрана поближе к дате президентских выборов, которые пройдут в 2021 году. Но если учесть, что действующий болгарский лидер Румен Радев является отнюдь не компромиссной фигурой, а активным участником и даже неформальным лидером антиправительственных протестов, нетрудно представить себе небывалый взрыв страстей, который ожидает Болгарию.

Автор(ы):  Balkanist.ru
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~UJpaG


Люди, раскачивайте лодку!!!