Штурм Белого дома: в ритме латино

Штурм Белого дома: в ритме латино
11 Ноября 2020

В 2016 году Дональд Трамп казался не самым удачным кандидатом для привлечения латиноамериканского электората. Белый миллиардер с национал-популистской риторикой диковато смотрелся на фоне других участников республиканских праймериз. Тем не менее он добился поддержки части латино. В 2020-м Трамп упрочил свои позиции среди них вопреки практически всем прогнозам. Для обеих американских партий, но в первую очередь - для демократов, результаты Трампа должны послужить уроком.

Накануне прошлых выборов президента США в ходу среди прочих была концепция о последнем шансе для Республиканской партии: если сейчас ее кандидат не победит, в обозримой перспективе взять Белый дом уже не удастся. Тезис обосновывался следующим образом. Судя по настроению слонов, заручиться поддержкой внутри партии и победить на праймериз способен только очень правый кандидат. Но для победы в общенациональном масштабе консервативный радикализм окажется не подспорьем, а помехой, так как вызовет отторжение умеренных избирателей. В качестве примера приводилась нараставшая антииммигрантская риторика республиканцев: диаспора латино (latino; выходцы из стран Латинской Америки и их потомки) в Соединенных Штатах стремительно разрастается, обойтись без ее поддержки скоро будет уже невозможно, а обещания безжалостно высылать мигрантов вряд ли вызовут ее симпатию.

Однако на практике все оказалось несколько иначе. Дональд Трамп, грозившийся построить стену на границе с Мексикой и позволявший себе едва ли не расистские высказывания, получил голос каждого четвертого живущего в Соединенных Штатах латино. Получил, конечно, меньше, чем у предыдущего республиканского кандидата, добившегося успеха, - Джорджа Буша-младшего, - за которого проголосовали 40% латино. Но риторика Буша была совершенно иной. А завершившаяся на днях президентская гонка-2020 показала, что вопреки всем прогнозам и ожиданиям демократов Трамп не только не растерял поддержку латиноамериканцев, но даже стал среди них популярнее.

Племя молодое, незнакомое

К началу 2020-го число живущих в Соединенных Штатах латино превысило 60 млн человек. Хотя темп рождаемости среди выходцев из Латинской Америки в последние годы снизился, он все равно достаточно высок. Каждые 30 секунд в США один гражданин латиноамериканского происхождения достигает 18 лет, становясь потенциальным избирателем. Согласно данным Pew Research, в выборах 2020 года могли бы участвовать 32 млн латино (для сравнения: в 2016-м - 27,3 миллионов). Причем латиноамериканцы - наименее вовлеченная в политику этническая группа. И что даже более странно: латино, пожалуй, - наименее изученное меньшинство из всех, которые проживают в стране.

Проблемы начинаются уже с терминологии. Бюро переписи населения (U.S. Census Bureau) считает, что классифицироваться как хиспаник (hispanic, взаимозаменяемый с latino термин) может любой, кто сам себя так идентифицирует. И наоборот: хиспаником не считается тот, кто сам себя так не называет. В результате возникает изрядная неразбериха, поскольку один и тот же термин используется для характеристики людей, в реальности имеющих мало общего.

Даже в такой сфере, как криминальная статистика, когда речь заходит о латино, оказывается, что точных сведений нет. Сколько именно представителей латиноамериканской группы населения находятся в тюрьме, на испытательном сроке и арестованы - никто доподлинно не знает. Пенитенциарные системы многих штатов не выделяют латино в особую группу, ограничиваясь бинарным делением - black или white, в других штатах есть категория «Прочие» (others). В итоге латино со светлым цветом кожи записывают как белых, а более темнокожих - как черных - либо же классифицируют их как прочих, смешивая с азиатами, индейцами и индийцами. На фоне успехов движения Black Lives Matter и прочей борьбы за равноправие и политкорректность отношение к диаспоре выглядит, мягко говоря, странным.

Глад и мор

Зато хорошо известно, что латино живут намного беднее других американцев. В 1980-м, когда хиспаников впервые выделили как отдельную группу в соответствующем исследовании, доходы их домохозяйств были в среднем на 12 тыс. долларов меньше, чем медианное значение по стране; в 2019-м - на 12,6 тысяч. Родившиеся в США латино, в отличие от прочих граждан, до сих пор так и не отправились от удара, нанесенного рецессией 2007-2009 годов. Если в 2017-м большинство американцев зарабатывали на 3% больше, чем в 2007-м, то хиспаники - на 6% меньше.

Настоящей катастрофой для них стала эпидемия коронавируса. Будучи в массе своей заняты в сферах, где контакта с людьми избежать невозможно (официанты, уборщики, грузчики, продавцы и прочие), латино не могли не только соблюдать социальную дистанцию или самоизолироваться, но и уйти на больничный. А увольняли их в два раза чаще, чем белых. Свою роль сыграла и география - большинство хиспаников живут в штатах, где коронавирус свирепствует с особой силой. В итоге на долю латино (18% населения Америки) пришлась треть всех заражений вирусом и 21% вызванных им смертей.

Логично предположить, что проблемы здравоохранения должны были находиться в центре внимания хиспаников накануне выборов. Социологи предположение подтверждали. На их вопрос, чем в первую очередь следует заняться следующему президенту, половина (49%) латино отвечали: противодействием Covid-19. На втором месте по популярности (30%) был ответ - снижением стоимости медицинского обслуживания. А 72% респондентов утверждали, что Дональд Трамп плохо справляется с означенными задачами.

Отсюда напрашивался не менее логичный вывод: латино будут голосовать за Джозефа Байдена. Раз Трамп не справляется, зачем его переизбирать? Да к тому же американские меньшинства (не только этнические) традиционно поддерживают демократов. Впрочем, в том, что к американским предвыборным опросам надо относиться с долей скепсиса, стало ясно в 2016-м. 4 ноября 2020 года их нерелевантность подтвердилась.

«Нищие смуглые иммигранты, всегда голосующие за демократов»

Похоже, что недостаточное внимание к хиспаникам/латино сыграло с демократами злую шутку. И дело даже не в том, что партия мало работала с латиноамериканской частью электората, - 57% латино утверждают, что накануне выборов их никто не пытался агитировать (а если агитация все-таки была, то ее вели в основном демократы). Гораздо важнее, что, по мнению самих испаноговорящих американцев, те, кто пытаются анализировать их предпочтения, совершенно не понимают того, с кем имеют дело.

«Чтобы понять, почему латино голосуют так или иначе, надо отказаться от самого слова «латино» и, может быть, от слова «хиспаники» тоже… Оба термина служат лишь одной цели - низвести нас до уровня двумерной карикатуры: нищие смуглые иммигранты, всегда голосующие за демократов», - так описана суть проблемы в колонке «The New York Times» с говорящим названием «Некоторые латино голосуют за Трампа. Смиритесь».

Каков стандартный набор представлений о латино? Католик, мигрант (возможно, нелегал или потомок нелегала), занят на низкоквалифицированной работе. Стереотипы возникли не на пустом месте, но они мешают разглядеть нюансы и понять, что у потомка кубинцев, бежавших в США от режима Фиделя Кастро, и сына мексиканских нелегалов политические идеалы будут очень разными.

Даже многочисленные резкие высказывания Трампа совершенно не обязательно отталкивают всех живущих в США выходцев из Латинской Америки. В 2015 году, официально объявляя о намерении баллотироваться, Трамп так отозвался о Мексике: «Они отправляют нам людей с огромным количеством проблем. И они приносят их нам. Они привозят наркотики, они приносят преступность. Они насильники». Пассаж Трампа вызвал невероятное клокотание в прессе. Но и он неоднозначно воспринимается самими американцами мексиканского происхождения. «Я хорошо знаю, что собой представляет Мексика и как криминал практически ее покорил. Поэтому, когда Трамп сказал о том, кого посылает Мексика, я сразу понял, что он имел в виду», - говорит основатель неправительственной организации Bienvenido Абрахам Энрикес. По его словам, хотя Трамп и высказался тогда грубо, по сути, он был совершенно прав.

Да и в целом антииммигрантская риторика Трампа иногда резонирует с настроениями американских латино. Многие из них идентифицируют себя в первую очередь как граждан США, а не как выходцев из той или иной испаноговорящей страны. Поэтому приток нелегалов волнует их не меньше, чем белых американцев. Наконец, нелегалы отнимают работу не у белого среднего класса, а у тех же латино, живущих в стране на законных основаниях. Так с чего бы последним не желать строительства стены на границе с Мексикой?

Не так все очевидно и с религией. Латинская Америка по праву считается вотчиной Ватикана. Слово понтифика имеет там серьезный вес. В то же время известно, что папа Франциск и Дональд Трамп относятся друг к другу без особой симпатии. Их трения сказались на электоральных предпочтениях католиков-латино: 67% из них поддерживали Байдена. Но не все хиспаники - католики, 19% американских латино - евангелисты. И вот тут уже совсем другие показатели: за Байдена - 42%, а за Трампа - 48%. Впрочем, и среди католиков 25% открыто выражали поддержку Трампу. Общим знаменателем и для евангелистов, и для католиков служит консерватизм 45-го президента. Например, его отношение к проблеме абортов или гей-бракам.

Расхождения во взглядах на те же вопросы отталкивает избирателей-латино от Демократической партии. Как и ее крен влево. А Трамп довольно ловко сыграл на настроениях латиноамериканцев. К примеру, для живущих в колеблющемся штате Флорида хиспаников он предстал в образе политика, противостоящего попыткам наиболее радикальных демократов навести в Америке социалистические порядки. Учитывая, что значительная часть флоридских латино - иммигранты с Кубы, а также из Венесуэлы, Колумбии и Никарагуа, ставка была сделана правильно. Трамп не только смог взять штат, но и получил на 12% больше голосов хиспаников, чем в 2016-м.

Не знают страны, в которой живут

В 2016 году Дональд Трамп казался не самым удачным кандидатом для привлечения латиноамериканского электората. Белый миллиардер с национал-популистской риторикой диковато смотрелся на фоне других участников республиканских праймериз: женатого на мексиканке Джеба Буша и потомков беженцев с Кубы - Теда Круза и Марко Рубио. Тем не менее он добился поддержки части латино. В 2020-м Трамп упрочил свои позиции среди латиноамериканцев вопреки практически всем прогнозам. Для обеих американских партий, но в первую очередь - для демократов, результат Трампа должен послужить уроком. Из-за недостаточного изучения важной части электората, который ослы считали априори своим, они недобрали голосов латино. Учитывая скорость и тенденции в изменении этнического баланса Америки, подобная беспечность в будущем грозит стать роковой.

Автор(ы):  Артем Кобзев, журнал «Россия в глобальной политике»
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~CWEkS


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы