Люди Z: битва за Украину. Промежуточные итоги специальной военной операции Вооруженных сил России

Люди Z: битва за Украину. Промежуточные итоги специальной военной операции Вооруженных сил России
1 Марта 2022

С 24 февраля мир живет в новой политической реальности. Он меняется так быстро, что делать прогнозы даже на краткосрочную перспективу - дело неблагодарное. А ранним утром 24 февраля президент России Владимир Путин объявил о начале специальной операции по денацификации, декоммунизации и демилитаризации Украины, и боевые действия развернулись не только под Донецком и Луганском, но и на значительной части территории незалежной.

«Кто бы ни пытался помешать нам, а тем более создавать угрозы для нашей страны, для нашего народа, должны знать, что ответ России будет незамедлительным и приведет вас к последствиям, с которыми вы в своей истории никогда не сталкивались, - заявил российский лидер. - Мы готовы к любому развитию событий. Все решения приняты».

Специальная военная операция, кодовое название которой до сих пор официально не обнародовано (всплывавшие в западной прессе «Астролябия Будды» и «Прыжок Мангуста» вряд ли имеют отношение к действительности), проводится руководством РФ по совокупности целого комплекса причин. Понимая риски и последствия, Москва долго не хотела решаться на декоммунизацию Украины, до последнего надеясь договориться как с Киевом, так и с его западными партнерами и кураторами. И надежда имела под собой определенные основания. Если бы президентом США был переизбран Дональд Трамп, рассматривавший Украину как досадное обременение и в то же время черную кассу семейства Байденов, определенный компромисс между Москвой и Вашингтоном мог бы быть достигнут. Однако победа Джозефа Байдена изменила расклад сил.

Украинский клоун-президент Владимир Зеленский, в 2020 году пошедший на сотрудничество с людьми Дональда Трампа, расследовавшими коррупционные схемы семейства Байденов на Украине, оказался в полной зависимости от администрации в Вашингтоне и собственных радикалов. Судя по всему, точкой отсчета в подготовке военной операции стал некий момент Z, когда в Москве поняли, что, вопреки своим предвыборным лозунгам, Зеленский не является договороспособной фигурой.

Мальчик и волки

Первой пробой пера, видимо, следует считать внезапное и активное развертывание частей Вооруженных сил РФ в приграничных с Украиной районах весной 2021 года, что официально оправдывалось информацией о готовности ВСУ прибегнуть к силовому варианту решения проблемы Донбасса. Примерно в то же время в западных массмедиа впервые стали муссироваться сливы информации о подготовке России к вторжению на территорию Украины. Тогда сигналы подавались относительно тихо и негромко - в основном чтобы дать понять Москве, что переброска частей ВС РФ к границе вскрыта.

В результате Москва сделала вывод, что добиться стратегической внезапности удара по Украине в современных условиях просто невозможно. Но можно добиться внезапности тактической. Ведь если сам факт выдвижения частей к границе скрыть нельзя, то вот запутать оппонентов в вопросе даты и часа нанесения удара Z вполне реально.

Последующие действия Москвы вылились в методичную, системную и весьма разностороннюю подготовку к вторжению. Одни части к границе прибывали, другие по ротации убывали, третьи выдвигались на приграничные учебные полигоны, где после окончания учений оставляли технику, отводя в пункты постоянной дислокации только личный состав. В общем, запутывание оппонентов шло на всю катушку. А те видели близ границы с Украиной картинку то более, то менее активного мельтешения российских войск, постоянно кричали «Волки! Волки!», но нападения все не было и не было.

Между тем истерия вокруг предупреждений о российской агрессии била по экономике Украины. В конце концов, чтобы спасти ее от крушения, Киев начал публично возражать Вашингтону и Лондону, декларируя им (точнее - бегущим из незалежной инвесторам), что признаков подготовки Москвой нападения не обнаружено. Единство строя и работоспособность коммуникаций в треугольнике Киев - Вашингтон - Лондон оказались нарушены. Добавим, что у Зеленского отношения с Вашингтоном выстраивались далеко не самые идеальные: хотя сотрудничество украинского президента с адвокатом Трампа Руди Джулиани, раскопавшим компромат на коррупционные схемы семьи Байдена на Украине, и не помешало Байдену занять Белый дом, осадочек, как водится, остался.

В сложившихся условиях все больший интерес к контролю над Киевом стала проявлять Великобритания. Он вполне устраивал США, которые начали концентрироваться на сдерживании Пекина, постепенно передавая кураторство над Украиной, а также противодействие России на аутсорсинг Лондону. Тем временем российское руководство в рамках установки «Если драки нельзя избежать - бей первым!» продолжало подготовку к специальной операции, доведя ее до окончательной стадии готовности под прикрытием проведения широкомасштабных стратегических российско-белорусских учений. Попутно проводилась программа отвлечения внимания оппонентов путем активного муссирования темы гарантий по стратегической безопасности в Европе. Мы предполагаем, что активный дипломатический дискурс по гарантиям, затеянный Москвой, в значительной мере послужил дымовой завесой для завершения подготовки операции против Украины.

Бомба Зеленского и пробирка Пауэлла

Важным нюансом текущих событий стал слом руководством РФ морально-этической установки «Мы - мирные люди и никогда ни на кого не нападаем», выразившейся в длительном отрицании на всех уровнях факта развертывания группировки для удара по Украине. Чем больше западные СМИ, ссылаясь на источники разведки, говорили, что Россия вот-вот нападет на Украину (когда замерзнет грязь, в конце января, в середине февраля, в ближайшие 48 часов), тем более уверенно российские официальные лица отрицали вторжение. Но если первоначально Москва отвечала в духе «Мы не готовим никакого нападения», то со временем родилась формула «Здесь наша территория - куда хотим, туда войска и гоняем», которая 24 февраля вылилась в удар по Украине.

Посмотрим правде в глаза: руководство России, декларирующее «Мы не готовим агрессии», длительное время вводило в заблуждение не только граждан других государств, но и собственное население. Действия Кремля были оправданы с рациональной военной точки зрения, но теперь многими в России воспринимаются как нечистоплотное поведение верхов. Чтобы заретушировать в массовом сознании слом упомянутой морально-этической установки, Кремль активизировал публикацию материалов, дискредитирующих и дегуманизирующих киевский режим.

По-видимому, последней каплей, переполнившей чашу терпения Кремля, стало выступление Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности, где он заявил о возможном отказе Украины от безъядерного статуса. Не зря, ох, не зря умудренный годами Джозеф Байден настоятельно не советовал Зеленскому ехать в Мюнхен. Теперь у Москвы появилась своя пробирка Колина Пауэлла - ядерное оружие в руках Украины. Налицо был более чем серьезный довесок к и без того увесистому списку прегрешений Киева, которые Москва могла использовать в качестве оправдания своего удара по Украине. Тем более что на Украине действительно имелись старые советские технологии, позволявшие сделать ядерную бомбу, пусть даже примитивную и грязную. Своим выступлением Зеленский, возможно, сам того и не желая, сыграл на руку Кремлю, который и так старался максимально демонизировать Киев в глазах населения РФ.

По аналогии с пробиркой Колина Пауэлла бомба Владимира Зеленского - тактический прием, который Москва подсмотрела у уважаемых западных партнеров и удачно им воспользовалась. Серьезнейшие претензии в отношении Киева, выдвинутые российским руководством, в значительной мере позволили правительству страны нейтрализовать шоковое состояние части населения РФ, вызванное осознанием того факта, что восемь лет идущая в Донбассе российско-украинская война (она же - гражданская война на Украине) внезапно обернулась реальной масштабной российско-украинской войной.

Война реальная и фейковая

Избегая неприятного для психологии обывателя термин «война», Кремль назвал боевые действия против Украины специальной операцией. Но по факту мы имеем дело именно с войной со всеми нюансами, свойственными масштабным боевым действиям. Горящая бронетехника с обугленными телами. Случайные и не очень попадания по мирняку. Дружественный огонь. Гробящиеся вместе с экипажами самолеты и вертолеты. Понурые пленные. Воинственная риторика официальных лиц и истерика гражданского населения.

Свои потери занижаются, чужие - завышаются. Колоссальное количество специально сочиненных или случайно возникающих фейков, искажающих реальную информацию о событиях. И, как уже бывало (например, во время войны 08.08.08), Россия в информационной войне проигрывает. Подавляющую часть контента о происходящих на Украине событиях генерирует в нужном для себя ключе украинская сторона, и ей активно помогают зарубежные партнеры. Возможно, потому, что текущий конфликт во многом выглядит как конфликт братоубийственный (по крайней мере именно так он многим видится в РФ), Кремль старается минимизировать данные не только о потерях российской стороны, но и вообще о действиях группировки ВС РФ на Украине. Единственная официальная картинка, которую видит население, - информация из ЛДНР.

Освещение всех прочих событий на Первом Украинском фронте Кремлем сводится к лаконичным брифингам Минобороны, в которых полностью отсутствуют фото- и видеоматериалы. Возможно, политика российских властей рациональна с чисто военной точки зрения. Но, с точки зрения диванного наблюдателя, на которого украинские телеграм-каналы вываливают груду публикаций с уничтоженной российской военной техникой и погибшими/пленными российскими военнослужащими, подход Кремля укореняет в обществе недоверие к власти и собственным Вооруженным силам.

И все не так безобидно, как кажется. В крупных российских городах уже прошли митинги, направленные против войны, а по факту - в поддержку противника, и наличие подобного рода антивоенного движения, как известно, может серьезно поколебать решимость политического руководства довести начатое до логического победного конца.

Надо отдать должное украинским спецпропагандистам. Информационное обеспечение противника осуществляется на очень высоком уровне. Масштабный поток дезинформации, в котором попадаются редкие вкрапления правды, - обязательное условие при такого рода операциях, - создает ощущение, что Украина не только героически сдерживает натиск русских войск, но и вот-вот разгромит противника.

Налицо, безусловно, ложь. На всех направлениях, по которым осуществляется российская операция, войска РФ добиваются поставленных целей. Освобождены Мелитополь и Бердянск. Вечером 27 февраля захлопнулась крышка Мариупольского котла. Киев блокирован с севера и запада. Харьков возьмут в ближайшие дни. И т.д., и т.п. - для панических настроений, которые активно распространяются в cоцсетях, причин нет. Единственная причина - агрессивное присутствие украинских face news в информационном поле, присутствие, на которое тратятся очень большие деньги и которое обеспечивает армия в несколько тысяч бойцов информационного фронта.

План Победы

Исходя из доступной информации, можно предположить следующее. С самого начала в силу целого комплекса причин военно-политическое руководство России исходило из того, что к проведению операции против Украины будет привлечена межвидовая группировка Вооруженных сил РФ - достаточно крупная, но уступающая по численности ВСУ. Расчет делался на качественное превосходство частей ВС РФ над их украинскими оппонентами в мобильности, боевой подготовке, а также современном вооружении и военной технике. Вместе с тем надо понимать, что российское военно-политическое руководство позиционировало операцию против Украины как борьбу с киевским режимом, а не с украинским народом/государством. То, что государство в глазах Кремля не тождественно режиму, подтверждает обращение президента Владимира Путина к военнослужащим Украины: «Берите власть в свои руки. Похоже, нам с вами будет легче договориться, чем с шайкой наркоманов и неонацистов, засевших в Киеве».

Установка относительно народа сильно ограничивала для Вооруженных сил РФ использование их подавляющей огневой мощи, вынуждая воздерживаться от серьезных ударов по городской застройке, казармам личного состава ВСУ и иным объектам, поражение которых могло бы привести к массовым человеческим жертвам.

Общий рисунок операции Кремлю, по нашему мнению, виделся так. Высокоточными видами вооружения сносятся аэродромы, системы ПВО, базы хранения боевой техники/боеприпасов/ГСМ. Тактические десанты занимают важные объекты в тылу противника (взлетно-посадочные полосы, мосты и т.д.). Им на помощь рвутся маневренные батальонно-тактические группы, в авангарде которых действуют рейдовые группы частей специального назначения. Наступающим оказывают поддержку Воздушно-космические силы РФ, которые захватывают господство в воздухе, высаживают с вертолетов тактические десанты, а также наносят бомбо-штурмовые удары по наземным целям. Черноморский флот блокирует азовское и черноморское побережье Украины, нейтрализует так называемые Военно-морские силы Украины, по мере необходимости высаживает десанты, а также своими крылатыми ракетами калибрует наземные цели.

Наступление вглубь Украины должно было вестись одновременно с территории Белоруссии и Крыма. По возможности крупные населенные пункты предполагалось обходить/блокировать, а не захватывать. Причем прорывающаяся со стороны Минска группировка должна была выйти к Киеву и отрезать его от западной части страны.

Важная роль в специальной операции отводилась действиям военных формирований ЛДНР, поддерживаемых ВКС и артиллерией Вооруженных сил РФ. Они должны были не только прорвать эшелонированную оборону ВСУ в Донбассе и выйти к административным границам Донецкой и Луганской областей, но и не дать группировке ВСУ откатиться из Донбасса внутрь Украины, что могло бы серьезно осложнить действия батальонно-тактических групп России, наступающих из Белоруссии и Крыма.

Не беремся судить, какие рубежи в конце концов должны быть достигнуты участвующими в операции частями ВС РФ и народных милиций ЛДНР. То есть понятно, что территория Донецкой и Луганской областей должны быть очищены от ВСУ полностью (включая, разумеется, Мариуполь), а вот остальное… Возможно, финальная линия - блокада Киева, занятие Николаева и выход к Одессе. Лишенная морских портов Украина, с точки зрения экспортных поставок, окажется в катастрофическом положении.

В любом случае проводимая Россией против Украины операция по своему размаху явно уже на стадии планирования далеко выходила за рамки исключительно спасения ЛДНР, то есть изгнания ВСУ за административные границы Донецкой и Луганской областей. Получается, что реализация тезиса «Живи, Донбасс» для Москвы - важная, но лишь сопутствующая цель. Другой сопутствующей целью специальной операции стало снятие водной блокады Крыма. Основными же целями боевых действий следует считать:

принуждение Украины к отказу от претензий на Крым и Донбасс;

принуждение Украины к внеблоковому статусу;

уничтожение военного потенциала Украины;

денацификация и декоммунизация Украины.

С кем воюет Россия?

Благодаря отечественной пропаганде, зачастую весьма топорной, у многих обывателей сложилось впечатление, что украинская армия - нечто вроде толпы плохо вооруженных людей, которые в свободное от пьянства и обстрелов гражданского населения Донбасса время только и мечтают о том, чтобы разбежаться по домам, к женам и хозяйству. На самом деле созданный на ТВ образ весьма далек от реальности. К 2022 году по сравнению с 2014‑м ВСУ серьезно усилились, выросли количественно, приобрели пусть и весьма специфический, но зато многолетний опыт позиционной войны. В общем, представители укровойска теперь - не какие-то сирийские бармалеи, а настоящая регулярная, многочисленная, весьма неплохо вооруженная и мотивированная армия, к тому же действующая на своей территории. Да, у ВСУ немало недостатков (например, устаревшие системы ПВО, игрушечные ВМС, немногочисленные ВВС, недостаточные запасы ГСМ и т.д., и т.п.), но недооценивать украинскую армию точно не стоит.

Как уже говорилось выше, Москва изначально старалась избежать крупных жертв не только среди мирного населения, но и среди военнослужащих ВСУ. Поэтому первый российский удар высокоточным оружием по целям на территории Украины получился ошеломляющим, но никак не нокаутирующим. По всей видимости, он лишил ВСУ значительного количества боеприпасов и ГСМ на базах хранения, единой системы ПВО (отнюдь не всех ЗРК), а также какого-то количества матчасти ВВС и ВМСУ (и, опять же, не всей!). Но после мощного удара ВСУ достаточно быстро пришли в себя и уже на второй день операции начали оказывать более нарастающее сопротивление.

Показательно, что, несмотря на усилия задействованной в операции группировки ВС РФ и милиций ЛДНР, к концу пятого дня боевых действий украинское государство и ВСУ в целом сохраняли управляемость. Оборона украинской армии трещит по швам, но части ВСУ не демонстрируют массовое бегство, а продолжают оказывать сопротивление.

Да, сопротивление дается им дорого. Да, некоторые подразделения ВСУ начали сдаваться в плен (302‑й зенитный ракетный полк ВСУ - 471 боец - в Харьковской области 26 февраля добровольно сложил оружие и сдался). Да, идея военно-политического руководства незалежной раздать кому попало десятки тысяч единиц огнестрельного оружия обратила жизнь населения многих украинских городов в хаос. Но в основном украинская армия продолжает яростно сражаться, нанося ВС РФ серьезные потери.

Многие потери российских Вооруженных сил объясняются тем, что ВСУ пропускали ударно-штурмовые части без сопротивления, прячась в жилой застройке или зеленке, а затем обрушивались на оставшиеся без прикрытия тыловые колонны. Брифинги Минобороны РФ по понятным причинам старались вопрос потерь российской стороны обходить молчанием - лишь 27 февраля признав, что они есть (по неофициальным данным, около 300 человек убитыми), и одновременно акцентируя внимание на том, что сопротивление оказывают в основном нацистские формирования. Тем не менее не хочется заниматься самообманом. ВСУ, конечно, избиты, но далеко не повержены.

Для сравнения уместно вспомнить, что операция США и их союзников в Ираке в 2003 году началась 19 марта и только 4 апреля первые пехотные дивизии США вышли к Багдаду (а в целом война продолжалась до 1 мая). При том что соотношение сил составляло примерно 500 тысяч у западной коалиции на 375 тысяч у иракцев. И что самое главное - российские Вооруженных силы ведут себя на Украине не так, как американцы и их союзники вели себя в Ираке. Если бы западная коалиция воевала с Хуссейном в белых перчатках, как русские, война продолжалась бы не один месяц.

Таким образом, то, что к шестому дню операции не взяты ни Киев, ни Харьков, не следует воспринимать как признак явной неудачи России. Просто перед нами подтверждение того, что ВСУ - серьезный противник, которого шапками не закидаешь.

В какой момент украинская армия наконец-то окажется деморализованной, сказать сложно - возможно, после того как российские ВС, озлобленные ударами в спину, перестанут проявлять сдержанность и обрушат на врага всю огневую мощь.

Заметим, что тонкости специальной военной операции значительная часть российской общественности не понимает и испытывает нарастающее разочарование от неудавшегося якобы блицкрига, активно усиливаемое украинской пропагандой. В любом случае в интересах Кремля добиться дестабилизации киевского режима и разгрома ВСУ как можно быстрее. Каждый лишний день боевых действий множит издержки не только для Киева, но и для Москвы. Речь в первую очередь не о санкциях, сгоревшей технике и нарастающем социальном напряжении, а о потерянных человеческих жизнях.

Егор Холмогоров: Способов заставить русских смириться с отдельностью Украины не существует

Автор(ы):  Fitzroymag.com
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~fDfMn


Люди, раскачивайте лодку!!!