Коварное солнце Эр-Рияда. Владимир Сапунов о переговорах Вашингтона с Москвой и Киевом

Коварное солнце Эр-Рияда. Владимир Сапунов о переговорах Вашингтона с Москвой и Киевом
25 Марта 2025

23-24 марта в Эр-Рияде прошла серия дипломатических консультаций между делегациями США, России и Украины. Сначала встретились американцы и украинцы, затем команда из США разговаривала с российскими коллегами, а потом снова с посланниками Киева. С подробностями - международный обозреватель «Четырёх перьев» профессор Владимир Сапунов.

Большие ожидания американцев

После телефонного разговора президентов Дональда Трампа и Владимира Путина 18 марта американские должностные лица и массмедиа принялись разгонять медийную перемогу. То Трамп, то его советник по нацбезу Майкл Уолтц, то спецпосланник по России и Украине Стивен Уиткофф делали оптимистичные заявления о том, как прекрасно идёт переговорный процесс и что прекращения огня следует ждать вот-вот.

Они подхватывались американскими мейнстримными медиа, особенно «Foxnews», и создавалось ощущение, что желаемое американцами уже совсем рядом. Если вообще не конец русско-украинской войны.

Базой для оптимизма была устная договорённость двух лидеров о прекращении на 30 дней ударов по энергетической инфраструктуре. Правда, уже официальные коммюнике Белого дома и Кремля расходились. В Вашингтоне говорили об атаках по энергетическим объектам и инфраструктуре, в Москве - об энергетической инфраструктуре.

Разница есть, так как понятие инфраструктуры включает в себя не только энергетику, но и мосты, железнодорожные и автомобильные дороги и т.д.

Как бы то ни было, российская сторона заявила, что Путин уже дал военным распоряжение прекратить удары. А 19 марта после телефонного разговора с украинским недофюрером Трамп объявил, что Зеленский согласился на 30-дневную паузу.

Стало известно, что 23-24 марта в Эр-Рияде - встречи американской, российской и украинской делегаций.

Пусть американцы преувеличивали успехи переговоров, их удовлетворение было понятно. Им удалось, как и обещал Трамп во время предвыборной кампании, усадить стороны за стол переговоров и выступить в роли посредника.

Возвращение озабоченности

Ну а потом возникло ощущение дежавю. Неизвестно, что пообещал Зеленский Трампу по телефону, но в реальности украинская сторона практически каждую ночь атаковала российские энергетические объекты. Некоторые - не один раз, как нефтеперекачивающую станцию «Кавказская» в Краснодарском крае. А в атаке на ГИС «Суджа», недавно освобождённую русскими войсками от оккупантов, Киев привычно обвинил российскую сторону.

Пока газоизмерительная станция горела и приходила в негодность, МИД РФ выражал озабоченность и уверенность, что у России есть право на ответ. То есть твердил мантры, которые мы неоднократно слышали и после минских соглашений, и после начала специальной военной операции: украинцы плохие - они не выполняют договорённости, а мы хорошие - и стараемся их придерживаться.

Но тем самым МИД сам подчёркивал, что любые соглашения ничего не стоят, если ты не контролируешь противоположную сторону.

Понижение ранга делегаций

Между тем и американцы, и русские направили в столицу Саудовской Аравии делегации рангом ниже, чем во время первой с начала СВО встречи в Эр-Рияде 18 февраля. 

От России в переговорах участвовали председатель комитета Совфеда по международным делам, экс-заместитель главы МИД Григорий Карасин и советник директора ФСБ Сергей Беседа. От США - старший директор Совета национальной безопасности Эндрю Пик и директор по планированию Госдепартамента Майкл Энтон.

Как следствие - появились основания говорить скорее о технических консультациях с целью как-то сблизить позиции перед переговорами по сути. А раздутый американцами пузырь медийных ожиданий от Эр-Рияда, казалось, был готов лопнуть.

В свою очередь, Киев прислал на встречу чиновников рангом повыше - министра обороны Рустема Умерова и заместителя главы Офиса президента Павла Полису, который присутствовал на встрече с главой Госдепа Марко Рубио и советником Трампа Майклом Уотцем в Джидде.

Прямо скажем: для принятия решений в Эр-Рияде собрались не самые представительные команды. А вот для доведения сторонами своих позиций до собеседников, в том числе неприемлемых пунктов, было в самый раз.

Пустые вбросы

Что конкретно обсуждалось в Саудовской Аравии, политологи и журналисты могли догадываться только из обрывочных реплик официальных лиц и немногочисленных утечек.

Нет сомнений, что детализировались приостановка ударов по энергетическим и инфраструктурным объектам и некое перемирие в Чёрном море. А высокие американские чиновники обещали до Эр-Рияда, что дело дойдёт до разговоров о территориальном разграничении и даже о размещении миротворцев.

Период от телефонного разговора Путина и Трампа 18 марта и вплоть до 23-24 числа был наполнен огромным количеством вбросов о деталях будущих переговоров в Эр-Рияде. 

Помимо США активничали страны ЕС с Великобританией. То британский спецназ якобы уже готов отправиться на Украину, то европейский миротворческий контингент засылали на её западную границу. А на линии боевого соприкосновения, судя по вбросам, должны были оказаться китайцы или войска из другой страны БРИКС.

Тревожный круг вопросов

То, что точно обсуждалось в Эр-Рияде, вызывает беспокойство. Как прекращение ударов по энергетической инфраструктуре, так и новая Черноморская инициатива. Мы ведь помним, к чему привела старая. Итог зерновой сделки июля 2022 года был в том, что по Чёрному морю практически бесконтрольно погнали оружие и технику в Одессу и другие порты, подконтрольные Киеву.

Стамбульские переговоры по Черноморской инициативе предусматривали обмен выхода украинских судов с зерном в открытое море на транзит российских удобрений, прибывших по аммиакопроводу Тольятти-Одесса. 

Зерновая сделка расслабила часть кремлёвской элиты, дала ей надежду на договорняк. Но русская военная инициатива первых пяти месяцев войны с апофеозом в виде полного освобождения ЛНР в начале июля 2022 года сменилась осенней харьковско-херсонской катастрофой. А аммиакопровод подорвали диверсанты.

Прекращение ударов по украинской энергетической инфраструктуре - тоже пройденный этап. По свидетельству главы Совбеза РФ Сергея Шойгу, четыре месяца 2024 года (велись тайные переговоры в Дохе) её никто не трогал, но потом оккупанты вторглись в курское приграничье.

А вот начало ударов по энергоинфраструктуре Украины в октябре 2022 года в определённой степени способствовало перелому в боевых действиях. Принципа «Проблемы в тылу - проблемы на фронте» никто не отменял. Плюс - немалый урон морали армии и тыла врага.

Но не слишком ли много совпадений в наших неудачах на фронте с переговорами?

Расплывчатые условия

Как мы помним, едва ли не главным условием, которое Путин выдвинул для достижения 30-дневного перемирия, было прекращение военной помощи США Украине, в том числе передачи разведывательных данных.

В случае согласия Вашингтона возникают логичные вопросы:

1. Как контролировать прекращение поставок американской военной техники на Украину? Она идёт из Восточной Европы пассажирскими и грузовыми поездами; фурами «Новой пошты» и другим тяжёлым автотранспортом; гражданскими судами по Чёрному морю и по Дунаю из Румынии. 

2. А что с европейской военной техникой? Если кого-нибудь поймают на перевозках оружия в условиях прекращения огня, американцы возложат ответственность на еэсовцев, особенно на криминал. 

3. Контроль над тем, что американцы перестанут передавать Киеву разведданные, выглядит эфемерно. Как его осуществлять?

Доверять честному слову Трампа? Немного смешно, особенно с учётом того, что президент США давать его совсем не спешит.

Ну и главное: а что с территориями? Вашингтон в лучшем случае говорит о заморозке конфликта по ЛБС, которая для России абсолютно неприемлема. Она приведёт к невыполнению целей и задач СВО.

Видно, что США так или иначе - морковкой и палкой - продвигают свой план «Временное перемирие - прекращение огня - выборы на Украине - мирный договор». Если линия фронта сохранится на нынешнем уровне, то для Москвы он фактически означает признание поражения.

То есть, если противник не согласится на вывод войск из четырёх новых регионов России, сокращение армии до 30-50 тыс. человек и денацификацию, то что нам дают всякие перемирия? 

Что касается противника, то зачем ему добровольно отдавать территории, которые он считает своими, и принимать капитуляционные условия, если он не потерпел решающего военного поражения?

По итогам Эр-Рияда Белый дом выпустил коммюнике, в котором речь идёт о прекращении сторонами ударов по энергетической инфраструктуре и свободе судоходства на Чёрном море. Киевские власти вроде бы дали добро (кто бы сомневался).

Кремль ответил заявлением, в котором обуславливает выполнение договорённостей по Черноморской инициативе снятием санкций с Россельхозбанка и иных финансовых организаций, задействованных в обеспечении операций по международной торговле продовольствием (в том числе рыбопродукцией) и удобрениями, их подключением к SWIFT, открытием необходимых корреспондентских счетов, отменой страховых и логистических ограничений в международной торговле российским продовольствием и удобрениями. Снимается запрет на импорт в Россию сельхозтехники.

Хорошо, что Москва ставит для зерновой сделки предварительные условия. Впереди - определённый кропотливый процесс практического воплощения договорённостей. Главное - не бежать впереди паровоза и не связывать себя никакими односторонними обязательствами.

Пока для России, раз уж она вошла в переговорный процесс, выгодно максимально долго оттягивать принятие конкретных решений - если они не укладываются в главные наши условия, озвученные президентом Путиным 14 июня 2024 года в здании МИД РФ. И пользоваться неадекватностью киевского режима, обвиняя его в недоговороспособности.

Американцы, хотя и постоянно трубят о скорых мирных договорённостях, вряд ли верят в них реально. Они рассчитывают погрузить Москву в рутину переговоров, а дальше - в зависимости от русских успехов на фронте - постепенно склонить к необходимому им варианту. При котором за Россией останется минимум земель бывшей УССР, которыми она и так уже владеет. А взамен Запад получит полный контроль над 80% украинских территорий и их ресурсами - при возможном введении европейских миротворцев.

Ключевой момент - оперативная обстановка на фронте. Любые моратории на удары - в области энергетики или на Чёрном море - должны учитывать военную целесообразность. Если, скажем, Черноморская инициатива означает прекращение атак на порты Одессы, Черноморск и Южный, то зачем она нам? Чтобы облегчить врагу логистику оружейных поставок? В зерновой сделке 2022 года она не прописывалась, зато осуществлялась по факту.

Если какие-то мифические миролюбивые инициативы врага приведут к ухудшению ситуации на фронте, не придётся ли опять жаловаться, что нас обманули?

А чтобы не обманули, главное внимание нужно сосредоточить на приближении победы. И никак иначе.

Автор(ы):  Владимир Сапунов, доктор филологических наук, военный журналист
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~n6wNs


Люди, раскачивайте лодку!!!