Дунайский вальс на троих. Австрия, Венгрия и Сербия объединяются в неофициальный союз

Дунайский вальс на троих. Австрия, Венгрия и Сербия объединяются в неофициальный союз
5 Октября 2022

Что общего между Белградом, Будапештом и Веной? Все три столицы стоят на Дунае - великой европейской реке, связывавшей некогда лоскутное одеяло Австро-Венгерской империи. Призрак Австро-Венгрии, казалось бы, давно ушедшей в прошлое, витал над будапештским дворцом Варкерт, где 3 октября встретились президент Сербии Александр Вучич, премьер Венгрии Виктор Орбан и федеральный канцлер Австрии Карл Нехаммер. Первую скрипку в дунайском трио явно играл венгерский лидер. И не только потому, что был принимающей стороной: авторитета и влияния Орбану добавляли его твердая политическая позиция и, что особенно важно в нынешние суровые времена, хорошие отношения с Москвой.

«Зима близко!» - гласит девиз дома Старков из знаменитой эпопеи Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». На встрече в Будапеште Неда Старка явно косплеил Александр Вучич. «Зима будет непростой, - заявил он на пресс-конференции. - Я не настроен оптимистично, поэтому думаю, что следующая зима окажется сложнее».

Александр Вучич вряд ли ошибается в прогнозах. Отказ Евросоюза от импорта российского газа, резкий рост цен на энергоносители, диверсии на трубопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2» предвещают Балканскому региону тяжелую и холодную зиму. А Сербия, как не устает подчеркивать Вучич, страна бедная, ее экономическое положение не идет ни в какое сравнение с ведущими государствами Запада. И главная проблема даже не в том, что предстоящей зимой людям будет нечем отапливать жилища, а в том, что произойдет с бизнесом, которому государство не в силах помочь. «Люди не чувствуют кризиса так, как мы в государственном аппарате, - пояснил Александр Вучич. - Ситуация ужасная. Мы тратим все деньги - все, что накопили за предыдущие десять лет… Торговые центры в нашем регионе закроются, потому что люди не смогут оплачивать счета за электроэнергию… Мы не в состоянии конкурировать с немцами и французами, которые имеют возможность субсидировать компании».

И тут вся надежда только на друзей и соседей, прежде всего - на Будапешт. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан сербского друга не разочаровал: запасов газа в стране хватит на пять-шесть месяцев, сказал он, и Будапешт готов помогать Белграду с энергоносителями в благодарность за транзит российского газа. Венгрия может себе позволить поддержку Сербии: минувшим летом она накопила 141% от нормы потребления газа зимой, а в конце августа Будапешт подписал с «Газпромом» договор о поставке дополнительных 5,8 млн кубометров газа в день по «Южному потоку».

Понятно, что подобную роскошь смогла обеспечить Венгрии ее дружба с Россией: правительство страны последовательно выступает против антироссийских санкций («Мы, Европа, энергетические карлики, вводим санкции против энергетического великана - совершенно необычайное явление!» - издевался над брюссельскими мудрецами Виктор Орбан) и сохраняет нормальные деловые отношения с Москвой даже посреди охватившей всю Европу русофобской вакханалии. Вообще Венгрия и Сербия - две центральноевропейские страны, серьезно выбивающиеся из общеевропейского дрессированного строя своим нежеланием портить отношения с Россией. И тут сложно сказать, кому из них проще держать оборону против натиска евроатлантистов.

Сербия - не член Евросоюза, но ее постоянно шантажируют тем, что если она будет оставаться на стороне России, то никогда им не станет. Правда, с течением времени эффективность козыря снижается: если верить последним опросам, то вступление в ЕС поддерживают только 36,2%, против - 43,6% (прежде соотношение было обратным). А вот Венгрия обязана подчиняться решениям, принимаемым в Брюсселе. Но дерзко идет им наперекор - и далеко не только в вопросах энергетического сотрудничества с Россией. Уже много лет Будапешт сопротивляется навязываемой Еврокомиссией миграционной политике открытых дверей, которую венгры считают самоубийственной. И нет ничего удивительного, что в Будапеште дунайское трио активно обсуждало вопросы миграции.

«Мы все страдаем от нелегальной миграции», - без обиняков заявил Виктор Орбан. Пограничники всех трех стран ведут героический бой с толпами мигрантов, рвущихся в Европу, но выдерживать их напор становится все труднее. Особенно потому, что в международной среде миграции не уделяется достаточного внимания. А между тем именно через Балканы пролегает один из главных маршрутов беженцев из неблагополучных стран Ближнего Востока и Центральной Азии. По мнению венгерского премьер-министра, необходимо сделать три вещи: во-первых, отодвинуть линию обороны дальше на юг, к границам Северной Македонии. Во-вторых, депортировать нелегалов туда, откуда они приехали. И в-третьих, необходимо создать точки доступа в ЕС за пределами границ самого Евросоюза. Было бы правильно, подчеркнул Виктор Орбан, если бы ходатайства о предоставлении убежища можно было бы подавать только там - и, пока не получен положительный ответ, въезд в ЕС был бы невозможен.

Предложение Вучича встревожило. Конечно, сказал он, важно быть солидарным с ищущими убежища людьми с непростой судьбой, но Сербия не хочет, чтобы точка доступа располагалась на ее территории. «Мы не хотим становиться лагерем для мигрантов!» - подчеркнул он. Понять Александра Вучича можно: сама по себе Сербия для мечтающих о богатых Германии или Франции сирийцев и афганцев особого интереса не представляет, но неряшливые палаточные лагеря на улицах приграничных сербских городов (а пару лет назад их можно было увидеть в Белграде) - головная боль для пограничников и полиции. «С 2015 года я умоляю ЕС дать четкую позицию по миграции! - пожаловался Вучич. - Нас никто не критиковал, но и четкой позиции я не услышал».

Но если в Брюсселе на проблему миграционных потоков предпочитают закрывать глаза, то в лице лидеров Венгрии и Австрии Вучич нашел понимающих союзников. «Все заинтересованы в том, чтобы Сербия могла как можно лучше защитить свою южную границу», - заявил Виктор Орбан. Поэтому, в частности, уже созывается совместная конференция, на которой будут обсуждаться конкретные меры по защите южной границы Сербии (частично признанная республика Косово и Северная Македония). О предложениях, выработанных на конференции, проинформируют Брюссель.

«Венгрия, Сербия и Австрия защищают не только себя, но и Европу, - цитирует Виктора Орбана турецкое агентство «Anadolu». - Нынешняя оборонительная граница Европы - сербско-венгерская, и в интересах всех стран продвинуть ее дальше на юг».

Сербию поддержал федеральный канцлер Австрии. Недавно Вучич общался с Нехаммером в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке - и, как сообщил после встречи австрийский канцлер, одной из главных тем была как раз нелегальная миграция. Австрия сталкивается с резким ростом числа просителей убежища из таких стран, как Индия и Тунис, прибывающих по балканскому маршруту, и идут они главным образом через сербскую границу, поскольку венгерская благодаря усилиям Орбана более или менее на замке. Для Австрии Сербия является «важным партнером в борьбе с нелегальной миграцией и торговлей людьми», подчеркнул Нехаммер, добавив, что необходимо срочно изменить систему предоставления убежища в Евросоюз.

Иными словами, что мы видим? Три лидера дунайских стран создают неформальную группу для решения самых насущных проблем - обеспечения энергией и контроля миграционных потоков, - которые не может - а возможно, и не хочет - решить ЕС.

О том, что Brexit может запустить эффект домино, не писал в свое время только ленивый. Прогнозы не оправдались: примеру Великобритании не спешат следовать ни Франция, ни Италия. Зато мы видим, как внутри Евросоюза формируются блоки стран, стремящихся к кооперации на основе собственных, а не навязанных из Брюсселя ценностей и интересов. Пример дунайского трио любопытен тем, что помимо Венгрии и Австрии, двух стран - членов ЕС, в него входит вечный кандидат Сербия. А лидирующая в блоке Венгрия не прочь расширить свое влияние на другие страны региона.

В то время как в Будапеште журналисты осаждали Орбана, Вучича и Нехаммера, в живописной западнобалканской Боснии и Герцеговине разворачивались более драматические события. 2 октября в двух энтитетах странного государства проходили выборы депутатов парламента и президиума, а также президентов Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины. Без сюрпризов не обошлось. В президиум Боснии и Герцеговины не прошел лидер Партии демократического действия Бакир Изетбегович - представитель влиятельной мусульманской династии Изетбеговичей, правившей Боснией с 1990 года, когда она входила в состав Союзной Федеративной Республики Югославии, что уже само по себе равносильно политическому землетрясению.

А в Республике Сербской, где конкурировали давний друг России Милорад Додик и проевропейская креатура немецких неправительственных организаций Елена Тривич, ситуация сложилась опасная: до объявления результатов Тривич поспешила заявить о победе. 3 октября стали известны финальные цифры: 52,7% - за Додика, 46,94% - за Тривич. Но не для того фонд Конрада Аденауэра вкладывал миллионы евро в кампанию Тривич, чтобы так просто отдать победу пророссийскому Додику. Своего поражения Тривич не признала и требует теперь повторного проведения выборов. Что-то очень похожее наблюдалось в Киеве во время первого Майдана 2004 года.

Но пока Тривич созывала пресс-конференцию, Виктор Орбан поздравил Милорада Додика с победой на выборах президента Республики Сербской, заверив, что намерен стремиться к продолжению прекрасного политического сотрудничества двух стран. Додик венгерского премьера в ответ горячо поблагодарил и сразу же договорился с ним о встрече. Она «станет отличной возможностью для продолжения обсуждения возможностей и путей дальнейшего укрепления и углубления сотрудничества между Республикой Сербской и Венгрией», - написал лидер Республики Сербской в Twitter.

Боснийская история демонстрирует, что Будапешт все увереннее ощущает себя главным оппонентом не только Брюсселя, но и Берлина. А союз Будапешта с Веной добавляет в новый центральноевропейский расклад щепотку пряных исторических аллюзий. Из праха рухнувших империй на наших глазах лепятся контуры новой Австро-Венгрии, противостоящей новой Пруссии. Только теперь дунайскую коалицию Орбана, Вучича и Нехаммера скрепляет не власть династии Габсбургов, а интересы народов, поэтому результаты противостояния могут оказаться не такими, как полтора столетия назад.

Автор(ы):  Кирилл Бенедиктов, политолог
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~DxBKx


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
ГОСТ
ДА ВОСКРЕСНЕТ СЕРБСКАЯ ЮГОСЛАВИЯ
Имя Цитировать 0