Demonic Cummings. Серого кардинала Бориса Джонсона пытаются свалить и друзья, и враги

Demonic Cummings. Серого кардинала Бориса Джонсона пытаются свалить и друзья, и враги
29 Мая 2020

Есть в политике фигуры, традиционно именуемые серыми кардиналами, по поводу которых говорят, что именно они не просто делают королей (как положено свите), а на самом деле - руководят ими. Такие своего рода нынешние Ришелье, но без гвардейцев, поскольку их ресурс - не кулаки и шпаги, а мозги. И вдобавок - информационно-коммуникационные технологии.

Есть свой Ришелье и у премьер-министра правительства Ее Величества королевы Елизаветы II, а зовут его Доминик Каммингс (Dominic Cummings). Если бы Николай Васильевич Гоголь жил и писал сегодня, то, овладев английским языком, он наверняка сказал бы с присущим ему малороссийским юморком, что Бог шельму метит. Не потому, что Каммингс - какая-то действительная шельма, да и Бог тут особо не при чем. Просто так получается, что и имя, и фамилия так счастливо (или несчастливо) звучат, что дают повод для всевозможных лингвистических - политических - острот.

Имя Каммингса на всех крупных маршах и тусовках левых регулярно переделывают в Demonic, а фамилия созвучна глаголу, который очень кстати в нынешней ситуации. В ситуации, когда против Каммингса ополчились не только все левые, но и часть своих - из лагеря тори. А если судить по британской прессе, то и вообще - весь белый свет (не путать с бомондом). Дело дошло до того, что на проезжей части перед домом Камингса появилась надпись, выполненная аршинными буквами: «Dom Cumings and hopefully going». Что значит: «Dom coming and hopefully going». То есть: «Доминик приходит и, будем надеяться, уходит».

Чем же Дом так достал и врагов, и друзей, и почтеннейшую публику, что требования его уволить пишут даже на асфальте?!

Собственно врагов он достал давно и фундаментально. А враги - те, кто на референдуме по Brexit`у голосовал против выхода Соединенного Королевства из состава Евросоюза. И проиграл. Враги Каммингса - из всех политических лагерей, включая консервативный. Второй раз он достал их, когда коварно подвел всю парламентскую оппозицию (в первую очередь лейбористов) к согласию на досрочные парламентские выборы после того, как премьер Борис Джонсон не выполнил свое обещание: либо умереть, либо провести Brexit до 31 октября 2019 года. И окончательно достал - выстроив стратегию выборов, которая дала Джонсону победу с большинством в 80 парламентских мандатов.

Уже только из приведенного шорт-листа побед Каммингса очевидно, что для Джонсона он - фигура неприкасаемая в самом высшем смысле слова. Без Дома Борис, мягко сказано, - как без рук, хотя «как без мозгов» прозвучало бы, вероятно, точнее, но все же слишком преувеличенно. Премьер и сам по себе не лыком шит (для английского слуха наша поговорка звучит весьма рискованно) - как-никак, а за плечами Итон и Оксфорд. Но ведь не царское дело придумывать стратегию победы на выборах, да к тому же разбираться в тонкостях таргетирования целевой аудитории с помощью аналитики социальных сетей! И вообще - тащить на себе повседневный груз организации работы правительства, службы советников, собственной канцелярии. Да еще продумывать до мелочей каждый день заседания Палаты Общин, чтобы провести его так, как выгодно правительству, и не дать шанса оппозиции на перехват повестки.

Вот именно все перечисленное и многое другое курирует самый главный советник премьера Дом. Наверное, его можно было бы называть Мажор-Дом - если бы подобное определение не ассоциировалось с должностью старшего слуги в замке какого-нибудь лорда. Хотя функционально Каммингс мажордом и есть, без пригляда которого все хозяйство Джонсона рухнет если не в одночасье, то за пару недель - точно.

Так что же серый кардинал (он же Ришелье, он же мажордом и прочее) британского премьера натворил, что вопрос о его увольнении встал даже в виде пикетирования у его дома и в виде уличной разметки? А выяснилось вдруг, что Каммингс в конце марта, несмотря на строгие правила lockdown’а, введенные правительством, совершил путешествие на машине со своей женой и четырехлетним сыном к своим родителям. А они живут в графстве Durham - то есть на расстоянии 400 километров от Лондона! Повод для скандала в нынешней ситуации - идеальный. Правительство и сам премьер изо дня в день убеждают британцев оставаться дома, а главный советник премьера, как говорится, плевать хотел.

Именно как плевок обществу, как демонстрацию высокомерия, двуличия, лицемерия, презрения к закону и т.д., и т.п. поездку к родителям истолковали все, кто дожидался своего часа, натерпевшись обид и неприятностей от демонического Каммингса. И ладно бы только в оппозиционном стане, что понятно, логично и политически правильно. Нужно использовать любой шанс, чтобы выставить своего оппонента в неприглядном свете, - опуская его, ты, даже если не прав, все равно хоть на миг станешь казаться выше. И возможно - не только себе.

Но, как уже говорилось, и в собственном стане у Каммингса нашлись друзья, с которыми никаких врагов уже не надо. Даже несмотря на то что Каммингс объяснил свою поездку к родителям чрезвычайными обстоятельствами - подозрением на Covid-19 у него самого и у жены и опасениями за здоровье ребенка, во фракции тори начали раздаваться призывы к отставке советника премьера. Не помогло даже то, что сам премьер вступился за советника, заявив следующее:

«Я пришел к выводу, что, предприняв поездку с целью обеспечить правильный уход за своим ребенком - в момент, когда они оба, он и его жена, находились в неопределенной ситуации с коронавирусом и когда не было альтернативы, - он следовал инстинкту любого отца, любого родителя. Я считаю, что он действовал ответственно, законно и честно, преследуя главную цель - остановить распространение вируса и спасти жизни».

27 мая, когда Борис Джонсон отвечал на вопросы парламентского комитета по связям, в том числе по делу Каммингса, на портале Conservativehome.com висел список из 36 фамилий членов фракции тори, требующих отставки Каммингса. Естественно, все они - заднескамеечники, то есть не особо связаны той дисциплиной, которая предполагается у сидельцев первого ряда в Палате Общин, то есть членов правительственной команды. А связаны они с настроениями своих избирателей в конкретных округах. И, похоже, массированная медийная кампания против Доминика Каммингса дает свои плоды.

По данным опросов YouGov, за последние десять дней уровень не одобряющих деятельность правительства вырос до 42%, а одобряющих - снизился до 37%. Онлайн опрос компании на тему «Насколько важная история с Каммингсом?» показывал, что 39% считали ее очень важной и 23% - важной в определенной степени. На вопрос: «Насколько честно медиа излагали историю с Каммингсом?» 33% ответили, что очень честно и 24% - отчасти честно. 71% считают, что своей поездкой Каммингс нарушил правила lockdown’а. И, наконец, 59% считают, что Каммингс должен подать в отставку.

В итоге электоральные рейтинги консерваторов и лейбористов впервые за полгода максимально сблизились - 44% и 38% соответственно. И в рядах тори намечается если не паника, то некоторое напряжение. Что и становится хорошим поводом для тех, кто, мягко говоря, фанатом Джонсона не является, попробовать попрессовать его насчет серого кардинала. А прессинг вполне может стать точкой серьезного внутрифракционного и даже внутрипартийного раскола.

Да, многие тори, получившие парламентские мандаты, понимают, какую роль в их личном успехе сыграли харизма Джонсона и стратегические разработки Каммингса. Но немало и тех, кто считает, что победу в своем округе они одержали прежде всего благодаря своим личным усилиям. А потому - ни лидерство Джонсона, ни советы Каммингса не представляются им чем-то, что не может быть принесено в жертву в обстоятельствах, когда электоральная поддержка партии снижается.

И чем тверже отстаивает своего советника премьер-министр, тем быстрее накапливается недовольство своим лидером на задних скамейках. А впереди самое главное - решение вопроса о том, на каких условиях Великобритания окончательно выйдет из Евросоюза. Оно будет тем более не простым, что экономика Соединенного Королевства уже серьезно просела и в каком состоянии она окажется к концу года - едва ли можно предсказать. А ведь Джонсон категорически заверил страну, что если приемлемый вариант соглашения с ЕС об условиях экономического и прочего сотрудничества не будет принят до конца июня, то случится тот самый No deal, на противодействие которому сделало ставку ситуативное оппозиционное большинство в предыдущем парламенте.

Даже в 2019 году, когда никакой пандемией и не пахло, большинство экономических экспертов в Британии прогнозировало падение ВВП страны после Brexit`а. И не случайно заказанные правительством экспертизы отказывалась полностью публиковать как Тереза Мэй, так и сменивший ее на премьерском посту Борис Джонсон. А что произойдет теперь, когда экономика Британии практически парализована, не возьмется прогнозировать никто. Но есть все нарастающее предчувствие, что - ничего хорошего. И если так и будет, то политическая карьера тех, кто агитировал за Brexit, окажется погубленной раз и навсегда.

Да, самые ярые сторонники Remain из фракции тори были Джонсоном вычищены или ушли сами. Но тех, кто на референдуме голосовал за Британию в составе ЕС и во фракции, и в партии немало. И при всех официальных реверансах в адрес воли народа и готовности ее выполнять свою убежденность в том, что Brexit наносит вред национальным интересам, они никуда не дели. А значит - при удобных обстоятельствах могут попытаться взять реванш. И устранение Каммингса из офиса на Даунинг-стрит, 10, может стать началом реванша.

Может ли отставка произойти вопреки позиции Джонсона? Да, такая возможность существует. В составе аппарата кабинета министров, которым руководит секретарь кабинета Марк Седвилл (Mark Sedwill), есть сотрудница по имени Хелен МакНамара (Helen MacNamara), миссия которой - следить за подобающим поведением и этикой всех сотрудников офиса премьера и Уайт-холла (то есть - государственных служащих). Именно ей секретарь Седвилл, скорее всего, и поручит вести дело Каммингса, и она, в свою очередь, будет иметь право потребовать от премьера начать официальное расследование по вопросу, нарушил ли Каммингс правила поведения, установленные правительством.

Перспектива расследования ничего хорошего для Дома не сулит. Он - вопреки порядку, установленному МакНамарой, - напрямую подчинил себе аппарат специальных советников, то есть советников каждого члена кабинета министров. В результате из правительства ушел прежний министр финансов Саджид Джавид, да и остальные министры не были особенно рады инициативе Каммингса. Кроме того, не прекращаются разговоры о том, что верный Санчо Панса Бориса Джонсона - Марк Седвилл уже давно подумывает об уходе на пенсию. А на свое место готов рекомендовать именно Хелен МакНамару.

Если так и произойдет, то на позиции секретаря кабинета британского правительства впервые за всю историю окажется женщина. А как раз сейчас активно циркулируют слухи о том, что Джонсон намерен перетасовать состав кабинета - с целью, в том числе, увеличить количество женщин. Его напрямую спрашивали о переменах в правительстве на том заседании парламентского комитета по связям, где он в очередной раз отстаивал своего серого кардинала.

На данный момент велика вероятность, что МакНамара постарается сделать все, чтобы убрать Доминика Каммингса с позиции самого главного советника премьера и вообще - убрать с Даунинг-стрит, 10. Тем более что, по сообщению газеты «The Telegraph», полиция Durham’а якобы полагает, что советник Джонсона мог нарушить правила изоляции, когда 12 апреля вместе с женой и сыном поехал в замок Барнард (Barnard Castle), который расположен в 50 километрах от города. Сам Каммингс объяснил поездку как проверку своей способности водить машину после того, как коронавирусная инфекция сказалась на его зрении. Но в случае признания его виновным последствия могут быть максимально неприятные.

С такими козырями у МакНамары будет сильная рука - даже в игре против самого премьера. Она постарается убедить Джонсона, что прикрывать Дома и дальше - значит, самому рисковать своей репутацией или даже постом. Однако если у нее все получится и Каммингса придется увольнять, то можно будет говорить о начале конца политической карьеры Бориса Джонсона. Во время первого премьерства Джонсона с июня по конец октября 2019 года Дом работал на Джонсона неофициально, без всякой должности. Потому что знал, ради чего.

Но ведь еще Гераклит заметил, что в одну и ту же реку не войдешь дважды.

Автор(ы):  Леонид Поляков, Высшая школа экономики
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~E4y6Z


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы